Пространственный анализ международной студенческой иммиграции в России

DOI: 10.35595/2414-9179-2021-4-27-402-414

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторах

И.А. Соловьев

Северо-Кавказский федеральный университет, кафедра социально-экономической географии, геоинформатики и туризма,
Россия, 355000 Ставрополь, ул. Пушкина 1;
E-mail: soloivan@mail.ru

П.Дж. Фрайер

Университет Восточной Финляндии. Кампус Йоэнсуу, кафедра географии и истории,
FI-80101 Финляндия, г. Йоэнсуу, Юлиопистокату 7;
E-mail: paul.fryer@uef.fi

Н.А. Щитова

Северо-Кавказский федеральный университет, кафедра социально-экономической географии, геоинформатики и туризма,
Россия, 355000 Ставрополь, ул. Пушкина 1;
E-mail: stavgeo@mail.ru

В.С. Белозеров

Северо-Кавказский федеральный университет, кафедра социально-экономической географии, геоинформатики и туризма,
Россия, 355000 Ставрополь, ул. Пушкина 1;
E-mail: vsbelozerov@yandex.ru

Аннотация

Ухудшение демографической ситуации, нарастание рисков «кадрового дефицита» создают угрозы устойчивому геоэкономическому развитию России. Одним из перспективных источников пополнения трудового потенциала страны могут стать образовательные миграции, в частности, иммиграции иностранных студентов. Очевидность преимущества иностранных студентов над другими категориями мигрантов определяет проблему привлечения иностранных студентов в вузы России с последующей их интеграцией в российские сообщества. Это требует детального анализа процессов обучения иностранных студентов, анализа закономерностей, факторов, влияющих на миграционный выбор.

Данная статья направлена на освещение пространственной структуры и территориальных особенностей студенческой иммиграции в России. Информационная база исследования выстроена на основе данных официальной статистики за 2008–2020 гг. Представлены новые эмпирические данные, характеризующие основные особенности формирования иммиграционного образовательного потока по странам исхода, динамике распределения иностранных студентов по регионам страны. Анализ динамики численности иностранных студентов демонстрируют их повсеместный и значительный рост, что позволяет рассматривать Россию как перспективную страну — экспортера услуг высшего образования. Основными факторами, обуславливающими приток иностранных студентов в страну являются географическое положение, геополитические интересы, демографическое и экономическое неравенство. Основными странами-поставщиками иностранных студентов выступают государства, входящие в постсоветские интеграционные объединения или расположенные в зонах российского влияния, а также обладающие избыточным демографическим потенциалом. Выражены заметные внутристрановые диспропорции в распределении иностранных студентов: наибольшая их концентрация наблюдается в российских столицах (Москве и Санкт-Петербурге), Татарстане, крупных южносибирских центрах (Новосибирске, Томске), наименьшая — в национальных образованиях страны за редким исключением. Пространственные особенности студенческой иммиграции в России отражены в картографических материалах.

Ключ. слова

образовательная миграция, иностранные студенты, студенческая иммиграция

Список литературы

  1. Абунавас Х.А., Берестнева О.Г. Исследование проблем адаптации иностранных студентов на примере Томского политехнического университета. Методология обучения и повышения эффективности академической, социально-культурной и психологической адаптации иностранных студентов в российском вузе: теоретические и прикладные аспекты: материалы всерос. семинара. Томск, 2008. С. 7–11.
  2. Алампиев О.А. Интеграция студентов из Туркменистана в белорусской студенческой среде: взгляд белорусских студентов. Гуманітарна-эканамічны веснік, 2014. № 4. С. 85–92.
  3. Белозеров В.С., Щитова Н.А., Чихичин В.В., Соловьев И.А. Иностранные студенты на Северном Кавказе: региональные различия и проблемы адаптации (на примере Северо-Кавказского федерального университета). Наука. Инновации. Технологии. 2017. № 4, С. 79–92.
  4. Меренков А.В., Антонова Н.Л., Дорожинская Е.С. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов в Уральском федеральном университете. Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2013. Т. 121, № 4. С. 185–192.
  5. Молодикова И.Н. Мобильность выпускников СНГ и стран Балтии после учебы в западных университетах (воздействие территориальных особенностей). Миграция в зеркале стран СНГ (молодежный ракурс). Под ред. И.Н. Молодиковой. М., 2006. С. 34–61.
  6. Полетаев Д.В. Современные тенденции развития образовательной миграции. Миграция в России 2000–2012 гг. Хрестоматия в 3 т. Главный ред. И.С. Иванов. Т. 1. Ч. 2. М.: Спецкнига, 2013. С. 361–372.
  7. Рязанцев С.В., Письменная Е.Е. Эффекты иностранной учебной миграции для России. Миграция в России 2000–2012 гг. Хрестоматия в 3 томах. главный ред. И.С. Иванов. Т. 1. Ч. 2. М.: Спецкнига, 2013. С. 260–270.
  8. Baláž V. Student migration in Europe: Contest for human capital. Migrácia študentov v Európe: sút’až o l’udský capital. Sociológia. Slovak Sociological Review, 2010. V. 42. No. 4. P. 356–382.

Для цитирования: Соловьев И.А., Фрайер П.Дж., Щитова Н.А., Белозеров В.С. Пространственный анализ международной студенческой иммиграции в России. ИнтерКарто. ИнтерГИС. M.: Географический факультет МГУ, 2021. Т. 27. Ч. 4. С. 402–414. DOI: 10.35595/2414-9179-2021-4-27-402-414

For citation: Soloviev I.A., Fryer P.J., Shchitova N.A., Belozerov V.S. Spatial analysis of international student immigration in Russia. InterCarto. InterGIS. Moscow: MSU, Faculty of Geography, 2021. V. 27. Part 4. P. 402–414. DOI: 10.35595/2414-9179-2021-4-27-402-414 (in Russian)