Посмотреть или загрузить статью (Rus)
Об авторах
Ю.Ф. Зольникова
ул. Пушкина, д. 1, 355000, Ставрополь, Россия;
E-mail: zolnst@mail.ru.
Е.И. Овсянников
ул. Пушкина, д. 1, 355000, Ставрополь, Россия;
E-mail: geni_ovsyannikov@mail.ru
И.А. Соловьёв
ул. Пушкина, д. 1, 355000, Ставрополь, Россия;
E-mail: soloivan@mail.ru
Аннотация
Быстрый рост технического обеспечения, появление новых информационных и коммуникационных технологий привёл к широкому использованию новых технологий применительно к различным функциям и потребностям высшей школы. Для решения задач анализа складывающихся ситуаций и выработки обоснованных решений выпускник ВУЗа должен иметь навыки разработки и использования информационных систем поддержки принятия решений. Связующим звеном для формирования профессиональных навыков являются технология использования ГИС. ГИС обеспечивают уникальные возможности для её применения в учебных задачах, связанных с прогнозом и анализом явлений окружающего нас мира; происходит осмысление и выделение главных причин и факторов, возможных последствий, с последующим планированием и принятием стратегических решений предпринимаемых действий.
Геоинформационные технологии могут изменять содержание деятельности как преподавателя, так и студентов. ГИС-технологии позволяют овладеть методиками работы с данными — их сбором, обработкой, разработкой моделей, прогнозов при решении конкретных географических задач. Используя ГИС, студенты самостоятельно добывают информацию, усваивают новые приёмы работы, получают первичную подготовку к работе в разных областях.
В статье даётся описание и анализ использования геоинформационных технологий при изучении дисциплины «География населения с основами демографии». Использование ГИС-технологий при изучении дисциплины «География населения с основами демографии» позволяет значительно разнообразить методы и формы проведения лабораторных занятий, учебно-исследовательскую работу студентов. В ходе работы с ГИС географ осмысливает особенности пространственных данных, представленных в цифровой форме, анализирует географические данные, представляет географические данные в виде карт, таблиц, графиков.
Ключ. слова
Список литературы
- Белозёров В.С., Черкасов А.А. ГИС-мониторинг этнических процессов в России. Наука. Инновации. Технологии, 2013. № 1. С. 157–161.
- Лурье И.К. Геоинформационные методы в географических исследованиях и образовании. География, общество, окружающая среда: развитие географии в странах Центральной и Восточной Европы: Тез. докл. Ч. 2. Калининград: Издательство Калининградского государственного университета, 2001. С. 94–95.
- Черкасов А.А., Чернова И.В., Сопнев Н.В. Геоинформационно-картографическое моделирование расселения народов в России. ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. М.: Издательство Московского университета, 2019. Т. 25. Ч. 1. С. 298–307. DOI: 10.24057/2414-9179-2016-1-22-42-49.
- Tomlinson R. Thinking about GIS: geographic information system planning for managers. Redlands, California: ESRI Press, 2003. 325 p.
Для цитирования: Зольникова Ю.Ф., Овсянников Е.И., Соловьёв И.А. Геоинформационное обеспечение дисциплины «География населения с основами демографии». ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Издательство Московского университета, 2020. Т. 26. Ч. 1. С. 279–288 DOI: 10.35595/2414-9179-2020-1-26-279-288
For citation: Zolnikova J.F., Ovsyannikov Eu.I., Soloviev I.A. Geoinformation support of the academic discipline “Geography of the population with the basics of demography”. InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: Moscow University Press, 2020. V. 26. Part 1. P. 279–288. DOI: 10.35595/2414-9179-2020-1-26-279-288 (in Russian)