Посмотреть или загрузить статью (Rus)
Об авторах
Н.А. Слука
Ленинские горы, д. 1, 119991, Москва, Россия;
E-mail: sluka2011@yandex.ru
В.Р. Парцвания
Просп. Вернадского, д. 82/1, 119571, Москва, Россия;
E-mail: partsvaniya-vr@ranepa.ru
Аннотация
В статье отмечается перманентное расширение числа акторов, нацеленных на посильное решение целей устойчивого развития, среди которых особое место занимают крупнейшие ТНК, располагающие гигантскими материальными, финансовыми, людскими и иного рода ресурсами. Повышенная территориальная концентрация структур транснационального бизнеса придаёт особый вес в мировой экономике отдельным городам, получившим наименование глобальных центров, а открытость к партнёрству с муниципальными властями обеспечивает серьёзный задел устойчивости развития. Подчёркивается нарастание значимости изучения городов в условиях глобализации и активной филиализации крупного бизнеса не столько как концентраторов домашних ТНК, сколько как фокусов подразделений крупнейших корпораций других стран. Выявлен масштаб присутствия зарубежных компаний в глобальных городах США, аргументированы и визуализированы основные особенности отраслевого состава и географической структуры иностранных компаний в агломерациях страны.
Рассматривается неоднозначность современного подхода крупных ТНК к поддержке устойчивого развития городов, значимой для успешности и деловой репутации компании, но зачастую воспринимаемой за неочевидностью выгоды как источник финансовых издержек. На основе анализа данных Индекса целей устойчивого развития для городов США, рейтинга Forbes 2000 и официальных сайтов ведущих ТНК мира с применением ряда методов проверяется гипотеза о степени и характере влияния на устойчивость развития глобальных городов США крупного бизнеса, представленного домашними ТНК и филиалами зарубежных компаний. Установлено, что глобальные центры имеют ряд общих проблем и пока не достигли целей устойчивого развития; отсутствует прямая зависимость между успешностью их выполнения и статусом городов в рейтинге глобальности, а как местный, так и зарубежный крупный бизнес принимает весьма скромное участие в этом процессе. Кардинальное и массовое изменение стратегий компаний может обеспечить мощный прорыв в развитии устойчивости городов и страны в целом.
Ключ. слова
Список литературы
- Благов Ю.Е., Кабалина В.И., Петрова-Савченко А.А., Соболев И.С. Создание ценности для бизнеса и общества: анализ корпоративной социальной деятельности российских компаний. Российский журнал менеджмента, 2015. № 13 (2). С. 67–98.
- Город в контексте глобальных процессов. М.: Издательство Московского университета, 2011. 448 с.
- Парцвания В.Р., Слука Н.А. Бизнес в контексте устойчивого развития: новации и подходы концерна Scania. Логистика, 2019. № 8. С. 12–17.
- Пилька М.Э., Слука Н.А. Глобальные города США как хабы зарубежных ТНК. Вестник МГИМО-Университета, 2017. № 6 (57). С. 196–206.
- Bohnsack R., Pinkse J., Kolk A. Business models for sustainable technologies: Exploring business model evolution in the case of electric vehicles. Research Policy, 2014. No 43 (2). P. 284–300.
- Carroll A.B., Shabana K.M. The business case for corporate responsibility: A review of concepts, research and practice. International Journal of Management Reviews, 2010. No 12 (1). P. 85–105.
- Csomós G. Cities as command and control centers of the world economy: An empirical analysis, 2006–2015. Bulletin of Geography. Socio-economic Series, 2017. No 38. P. 7–26.
- Eccles R., Ioannou I., Serafeim G. The impact of corporate sustainability on organizational processes and performance. Management Science, 2014. No 60 (11). P. 2835–2857.
- Friedmann J. The world city hypothesis. Development and Change, 1986. No 17 (1). Р. 69–84.
- Global urban analysis: A survey of cities in globalization. London: Earthscan, 2011. 464 p.
- Hall P. Globalization and world cities. Globalization and the World of Large Cities. Tokyo: United Nations University Press, 1998. Р. 17–36.
- Kavlak G., McNerney J., Trancik J.E. Evaluating the causes of cost reduction in photovoltaic modules. Energy Policy, 2018. No 123. P. 700–710.
- Kolk A. The social responsibility of international business: From ethics and the environment to CSR and sustainable development. Journal of World Business, 2016. No 51 (1). P. 23–34.
- Laudal T. Drivers and barriers of CSR and the size and internationalization of firms. Social Responsibility Journal, 2011. No 7 (2). P. 234–256.
- Newman P. The rise and rise of renewable cities. Renewable Energy and Environmental Sustainability, 2017. V. 2. No 10. Электронный ресурс: https://www.rees-journal.org/articles/rees/pdf/2017/01/rees170008s.pdf (дата доступа 18.08.2019). DOI: https://doi.org/10.1051/rees/2017008.
- Porter M.E., Kramer M.R. Creating shared value. Managing Sustainable Business. Dordrecht: Springer, 2019. P. 323–346.
- Sassen S. The global city: New York, London, Tokyo. New Jersey: Princeton University Press, 1991. 412 p.
- Taylor P.J. World city network: A global urban analysis. Routledge, 2004. 256 p.
- The 2019 US cities sustainable development report. The sustainable development solutions network United States (SDSN USA). 2019. 52 p.
Для цитирования: Слука Н.А., Парцвания В.Р. Глобальные города и крупный бизнес: контуры партнёрства в целях устойчивого развития. ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Издательство Московского университета, 2020. Т. 26. Ч. 1. С. 167–180 DOI: 10.35595/2414-9179-2020-1-26-167-180
For citation: Sluka N.A., Partsvaniya V.R. Global cities and big businesses: contours of partnership for sustainable development. InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: Moscow University Press, 2020. V. 26. Part 1. P. 167–180. DOI: 10.35595/2414-9179-2020-1-26-167-180 (in Russian)