Историко-социологическое и архитектурно-историческое исследование усадеб Замоскворечья в районе церкви Воскресения Христова в Кадашах

DOI: 10.35595/2414-9179-2019-2-25-413-428

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторах

А.А. Малинов

Московский Архитектурный Институт,
ул. Рождественка, д. 11/4, к. 1, стр. 4, 107031, Москва, Россия,
E-mail: malinovalex@yandex.ru

Е.В. Давутов

Московский Государственный Строительный Университет,
ш. Ярославское, д. 26, 129337, Москва, Россия,
E-mail: evgeny2012g@yandex.ru

О.И. Маркова

Московский Государственный университет имени М.В. Ломоносова,
Ленинские горы, д. 1, ГСП-1, 119991, Москва, Россия,
E-mail: solntsevaolga1401@gmail.com

Аннотация

Древние города иерархичны по социальному устройству и в процессе их развития приобретают определённую социальную структуру. На карте Москвы Замоскворечье обособлено рекой и противопоставлено центру своей архитектурной композицией и исторической социальной структурой. Центр Замоскворечья — Кадашевская слобода, составляющая основу композиционного построения всего района. Доминанта композиции — храм Воскресения Христова в Кадашах, уникальный памятник архитектуры XVII века. На территории слободы находится 401-й квартал с расположенными в нём историческими объектами. Авторы провели историко-социологическое и архитектурно-историческое исследование усадеб, расположенных в районе Воскресенского храма.

Бόльшую часть прихода храма в XVIII–начале XX веков составляло купеческое сословие. С ликвидацией слобод социальные слои изменились. Проведён подсчёт сословного и профессионального состава жителей квартала в различные эпохи, приведены графики количественного соотношения сословий и профессий состава жителей 401-го квартала Кадашевской слободы. О росте интересов и возможностей жителей свидетельствуют данные исследования В.П. Пушкова и Л.В. Пушкова. Проанализировано распределение функционального использования зданий и участков квартала в ХХ–ХХI веках. Некоторые дома и усадьбы сохранились до наших дней. Одна из них — палаты купца Д.Р. Оленева. Трагическая судьба постигла историческое здание «Дом дьякона» — образец главного дома городской усадьбы, переданный Воскресенскому храму «на вечное поминовение». На территории 401-го квартала находилась знаменитая колбасная фабрика Николая Григорьевича Григорьева, местночтимого святого Ярославской области. Непосредственно на территории храма находится дом купца М.П. Крупенникова, в котором сегодня расположен музей «Кадашевская слобода». В XXI веке историко-архитектурному облику квартала угрожает коммерческая застройка.

Ключ. слова

историко-социологическое исследование, архитектурно-историческое исследование, сословный состав, функциональное использование, усадьба

Список литературы

  1. Алфёрова Г.В. Жемчужина Москвы. Памятник русского зодчества в Кадашах. История его реставрации. М.: МБА, 2013. 192 с.
  2. Калуцков В.Н. Этнокультурное ландшафтоведение и концепция культурного ландшафта. Культурный ландшафт: вопросы теории и методологии исследований. Семинар «Культурный ландшафт»: второй тематический выпуск докладов. М.–Смоленск: СГУ, 1998. С. 6–13.
  3. Котова О.И. Владение храма Воскресения Христова в Кадашах как элемент культурного ландшафта Замоскворечья. Кадашевские чтения. Сборник докладов конференции. Вып. I. М.: ОРПК, Музей «Кадашевская слобода», 2007. С. 27–43.
  4. Купцова Е.В. К истории формирования владения церкви Воскресения Христова, что в Кадашах (XVIII–XIX веков). Кадашевские чтения. Сборник докладов конференции. Вып. I. М.: ОРПК, Музей «Кадашевская слобода», 2007. С. 103–106.
  5. Лазарева А.В. В защиту «дома дьякона» храма Воскресения Христова в Кадашах. Кадашевские чтения. Сборник докладов конференции. Вып. II. М.: ОРПК, Музей «Кадашевская слобода», 2007. С. 161–164.
  6. Пушков В.П., Пушков Л.В. Книжные покупки кадашёвцев в лавке Печатного двора на Никольской улице в XVII веке по Архиву Приказа книгопечатного дела. Кадашевские чтения. Сборник докладов конференции. Вып. III. М.: ОРПК, Музей «Кадашевская слобода», 2008. С. 197–201.
  7. Салтыков А.А. Вступление. Кадашевские чтения. Сборник докладов конференции. Вып. XV. М.: Луг духовный, Общество сохранения литературного наследия (ОСЛН), Издательство ОРПК «Кадашевская слобода», 2014. С. 3.
  8. Саратовская Е.П. Краткий обзор работ архитекторов на территории 401-го квартала Кадашевской слободы. Кадашевские чтения. Сборник докладов конференции. Вып. I. М.: ОРПК, Музей «Кадашевская слобода», 2007. С. 47–70.
  9. Святенко И.Ю. Вступительное слово. Кадашевские чтения. Сборник докладов конференции. Вып. I. М.: ОРПК, Музей «Кадашевская слобода», 2007. С. 9–10.
  10. Сторожев В.Н. Война и московское купечество: Исторический этюд. Истории Моск. купеч. общества. Москва: Типография т-ва Рябушинских, 1914. 128 с.
  11. Стригин Б.С., Давутов Е.В., Куприянова Н.В. Реставрация объектов культурного наследия религиозного назначения: коммерческий интерес или духовное наследие? Известия Казанского государственного Архитектурно-строительного университета. № 1 (35). Казань: КГСАУ, 2016. С. 42–49.

Для цитирования: Малинов А.А., Давутов Е.В., Маркова О.И. Историко-социологическое и архитектурно-историческое исследование усадеб Замоскворечья в районе церкви Воскресения Христова в Кадашах. ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Издательство Московского университета, 2019. Т. 25. Ч. 2. С. 413–428 DOI: 10.35595/2414-9179-2019-2-25-413-428

For citation: Malinov A.A., Davutov E.V., Markova O.I. Historical-sociological and architectural-historical research of the homesteads of Zamoskvorechye near the Church of Resurrection of Christ in Kadashi. InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: Moscow University Press, 2019. V. 25. Part 2. P. 413–428. DOI: 10.35595/2414-9179-2019-2-25-413-428 (in Russian)