Педагогические возможности информационно-коммуникационных технологий на уроках географии

DOI: 10.35595/2414-9179-2019-2-25-297-308

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторах

М.Ю. Аксёнова

Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова,
пл. Ленина, д. 4/5, 432063, Ульяновск, Россия,
E-mail: 82axmarina@mail.ru

Э.Ф. Мифтякова

Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова,
пл. Ленина, д. 4/5, 432063, Ульяновск, Россия,
E-mail: elmira03.92@yandex.ru

Аннотация

В связи со снижением познавательного интереса у обучающихся к изучению географии информационно-коммуникационные технологии призваны оказать помощь при решении данной проблемы. На современном уроке географии важным становится сопровождение процесса изучения звуковыми моментами и визуальным рядом; именно такая комбинация средств обучения способствует эффективной продуктивной учебной деятельности. Информационно-коммуникационные средства обучения являются основными обучающимися инструментами на уроке, а учитель призван организовать учебную деятельность со средствами обучения на уроке и во внеурочное время. Использование информационно-коммуникационных технологий помогает учителю организовать деятельность учащихся с различными источниками информации: Интернет-ресурсами, электронными образовательными ресурсами, которые составляют основу мотивационного, операционально-технического и контрольно-оценочного компонентов учебной деятельности. На уроках географии можно использовать следующие электронные образовательные ресурсы: электронные учебники; электронные сборники дополнительных и наглядных материалов к урокам (плакаты, интерактивные карты, схемы, иллюстрации); мультимедийные учебные презентации; электронные контрольно-измерительные материалы (КИМы); электронные файлы-задания; базы данных учебного назначения (энциклопедии, справочники, словари, глоссарии, тренажеры, игры); каталоги цифровых образовательных ресурсов (ЦОР); аудиокниги и цифровые видеозаписи; цифровые фотоальбомы, фотогалереи, виртуальные экскурсии. Электронный учебник включает анимации, аудиофрагменты, видеофрагменты, а также интерактивные карты; основное предназначение данного учебника заключается в демонстрации учебных материалов. Программные средства контроля и коррекции знаний позволяют оперативно и объективно обработать полученные результаты. С использованием конструктора тестов составляют необходимые проверочные задания по различным темам курса. Выбор информационно-коммуникационных средств обучения для урока географии осуществляется с учётом поставленных целей и задач, содержания учебного материала, используемых методов обучения на каждом этапе учебной деятельности.

Ключ. слова

информационно-коммуникационные средства обучения, продуктивная учебная деятельность, мотивация

Список литературы

  1. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987. 80 с.
  2. Герасимова А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии. Научные материалы международного форума и школы молодых учёных ИП РАН. Раздел 2. Электронный ресурс: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_2_p/gerasimova.html (дата обращения: 24.09.2018).
  3. Заяц Д.В. Интернет-ресурсы на уроках географии. География, 2008. № 17. С. 27.
  4. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
  5. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и её воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. 65 с.
  6. Никитина Н.П. Развитие мотивации у учащихся к изучению географии средствами компьютерных технологий. Педагогическое образование на Алтае, 2011. № 1. С. 149–155.
  7. Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. География в школе, 2004. № 5. С. 47–54.
  8. Педагогическое колесо. Современные образовательные технологии: результативно обучать, эффективно управлять обучением. Центр ДО. Электронный ресурс: http://do-centr.ru/2017/12/03/педагогическое-колесо/ (дата обращения: 05.04.2019).
  9. Сухоруков В.Д., Суслов В.Г. Методика обучения географии: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2018. 359 с.
  10. Таможняя Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования. География в школе, 2004. № 4. С. 46–50.
  11. Фридман Л.Н., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. 280 с.
  12. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с.

Для цитирования: Аксёнова М.Ю., Мифтякова Э.Ф. Педагогические возможности информационно-коммуникационных технологий на уроках географии. ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Издательство Московского университета, 2019. Т. 25. Ч. 2. С. 297–308 DOI: 10.35595/2414-9179-2019-2-25-297-308

For citation: Aksenova M.Yu., Miftyakova E.F. Pedagogical opportunities of information and communication technologies at lessons of geography. InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: Moscow University Press, 2019. V. 25. Part 2. P. 297–308. DOI: 10.35595/2414-9179-2019-2-25-297-308 (in Russian)