ПРИЁМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ НА КАРТЕ ЭТНОГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

DOI: 10.24057/2414-9179-2017-3-23-283-293

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторах

А. М. Сараева

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева
Россия

факультет естественных наук, кафедра географии,

302026, Орёл, ул. Комсомольская, 95

Л. В. Суханов

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева
Россия

факультет естественных наук, кафедра географии,

302026, Орёл, ул. Комсомольская, 95

Аннотация

В статье рассматриваются особенности пространственного представления о размещении предметов и явлений на Земле. Одним из видов «картографического представления» является моделирование на контурной карте. Выявлены преимущества приёма. Применение приёма моделирования, который позволяет включить этногеографические данные в содержание характеристик территории и отразить их на контурной карте. Основу этногеографического моделирования составляют выявление и создание с помощью условных знаков элементов материальной и духовной культуры народов. Сопоставление этих элементов, их наложение относительно друг друга, а также сопоставление их с географическими картами позволяют определить взаимосвязи и зависимость явления.

Моделирование на контурных картах – базовый приём обучения в географии. С одной стороны, он создаёт картографический образ изучаемой территории, а с другой – способствует созданию «зрительных опор» на карте. Моделируя на контурных картах, учащиеся вначале наносят основные географические названия, которые будут выполнять роль опорных знаний. Затем, целенаправленно анализируя и сопоставляя тематические карты атласа или учебника, учащиеся отражают конкретные этногеографические знания на контурных картах. В результате контурные карты приобретают «своё лицо», а не становятся простой копией карт атласа или учебника.

Также проанализированы особенности воздействия данного приёма на формирование пространственных представлений об изученном объекте. Благодаря картографической модели можно поддерживать постоянный познавательный интерес к изученному материалу. Моделирование на контурной карте позволит представить структуру связей между элементами этногеографического материала. Основу этногеографического моделирования на контурной карте составляет выявление и нанесение на карту элементов материальной и духовной культуры народов. Данная позиция является благоприятной при составлении комплексной этногеографической характеристики территории. 

Ключ. слова

этногеография, материальная и духовная культура, моделирование

Список литературы

  1. Баранский Н.Н. Очерки по школьной методике экономической географии. – М: Учпедгиз, 1955. – 320 с.
  2. Голов В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования. – М., 1987. – 222 с.
  3. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов / Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. и др.; под ред. И.В. Душиной. – М.: Дрофа, 2007. – 509 с.
  4. Методика обучения географии: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.А. Таможняя, М.С. Смирнова, И.В. Душина: под общ. ред. Е.А. Таможней. – М.: Юрайт, 2016. – 321 с.
  5. Сараева А.М. Вопросы этнографии и методика их изучения в курсе «География России»: дисс. … канд. пед. наук. – М: 1996. – 228 с.
  6. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. – М.: Знание, 1984. – 80 с.

Для цитирования: Сараева А.М., Суханов Л.В. ПРИЁМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ НА КАРТЕ ЭТНОГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ. Материалы Международной конференции «ИнтерКарто. ИнтерГИС». 2017;23(3):283–293. DOI: 10.24057/2414-9179-2017-3-23-283-293

For citation: Saraeva A.M., Sukhanov L.V. METHODS OF SIMULATION ON THE MAP OF ETHNOGEOGRAPHICAL KNOWLEDGE. Proceedings of the International conference “InterCarto. InterGIS”. 2017;23(3):283–293 DOI: 10.24057/2414-9179-2017-3-23-283-293 (in Russian)