ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ С ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И КАДАСТРЫ»

DOI: 10.24057/2414-9179-2017-3-23-272-283

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторах

Т. А. Алиев

Санкт-Петербургский государственный университет
Россия
199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9

Т. А. Заболотская

Санкт-Петербургский государственный университет
Россия
199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9

А. В. Шепелева

Санкт-Петербургский государственный университет
Россия
199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9

А. В. Волков

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
Россия
190005, Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская улица, 4

В. В. Засядь-Волк

Санкт-Петербургский государственный университет
Россия
199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9

С. Н. Максимов

Санкт-Петербургский государственный университет
Россия
199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9

А. М. Поликарпов

Санкт-Петербургский государственный университет
Россия
199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9

Аннотация

Статья посвящена вопросу формирования образовательных траекторий при разработке междисциплинарных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Землеустройство и кадастры» в Санкт-Петербургском государственном университете. Авторы выражают свою точку зрения на проблему разработки системного подхода при построении структуры междисциплинарной программы, предполагая кооперацию различных областей знания, что позволяет составлять целостное представление о сложных многоуровневых объектах исследования. В своей статье авторы указывают на то, что в рамках направления подготовки «Землеустройство и кадастры» им удалось с помощью междисциплинарного подхода сформировать образовательную траекторию со значительной составляющей в области наук о Земле. В данной статье сформулированы задачи, стоящие перед разработчиками основных образовательных программ высшего образования в условиях повышения влияния потребностей рынка труда и участия работодателей в формировании содержания профессионального образования. В статье рассматривается вопрос о повышении соотносимости компетенций выпускников и трудовых функций профессиональных стандартов, имеющих своей целью определить современные запросы рынка труда. Авторы исследуют проблему взаимодействия с работодателями при разработке и реализации основных образовательных программ высшего образования при возрастающей роли междисциплинарного и модульного подхода в организации учебного процесса в вузе.

В своей статье авторы дают краткое изложение основных положений концепции разработки образовательных программ в рамках собственного образовательного стандарта СПбГУ, что является отличительной особенностью профессиональной подготовки спе- циалистов по направлению «Землеустройство и кадастры» в Институте наук о Земле Санкт-Петербургского государственного университета.

Ключ. слова

высшее образование, междисциплинарность, учебный план, учебный год, учебный процесс, естественные дисциплины, землеустройство и кадастры, научная работа

Список литературы

  1. Алиев Т.А., Заболотская Т.А., Засядь-Волк В.В., Шепелева А.В. Подготовка специалистов в области земельно-имущественных отношений в Институте наук о Земле Санкт-Петербургского государственного университета // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Геодезия, картография, геоинформатика и кадастры. От идеи до внедрения». – Санкт-Петербург, 11–13 ноября 2015 г. – СПб.: Политехника. – С. 348–355.
  2. Алиев Т.А., Заболотская Т.А., Засядь-Волк В.В. Состояние и развитие подготовки выпускников по направлению «Землеустройство и кадастры» в Институте наук о Земле СПбГУ // Вестник Санкт-Петербургского университета. – Сер. 7. Геология. География. – 2015. – Вып. 1. – С. 152–158.
  3. Буденкова В.Е., Савельева Е.Н. Инновационно-образовательная программа «Формирование профессиональных, личностных и общекультурных компетенций средствами культурологических дисциплин – студент XXI века» как опыт реализации междисциплинарного подхода в учебном процессе в классическом университете // Вестник Томского гос. университета. Философия. Социология. Политология. – 2008. – № 3. – С. 123–127.
  4. Волков С.Н., Чепурин Е.М., Грачев И.А. Современное состояние и перспективы развития учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по образованию в области землеустройства и кадастров // Землеустройство и кадастр недвижимости: проблемы и пути их решения. Материалы международного научно-практического форума. – М., 2014. – С.150–167.
  5. Горохов В.Г. Междисциплинарные исследования научно-технического развития и инновационная политика // Вопросы философии. – 2006. – № 4.
  6. Жукова Е.А. Hi-Tech: феномен, функции, формы / Под ред. И.В. Мелик-Гайказян. – Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2007.
  7. Заболотский А.А. Совершенствование учебного процесса с помощью геоинформационных технологий при проведении полевых учебных практик на территории УНС «Саблино» // Вестник Санкт-Петербургского университета. – Сер. 7. Геология. География. – 2013. – Вып. 4. – С. 175–182.
  8. Петрова Г.И. Междисциплинарность университетского образования как современная форма его фундаментальности // Вестник Томского гос. университета. Философия. Социология. Политология. – 2008. – № 3. – С. 7–13.
  9. Шепелева А.В., Засядь-Волк В.В., Максимов С.Н., Алиев Т.А., Заболотская Т.А. Учёт экологических факторов в кадастре недвижимости для целей управления устойчивым развитием урбанизированных территорий // Материалы Международной конференции «ИнтерКарто. ИнтерГИС 22». – 2016. – T. 2. – С. 244–255. DOI:10.24057/2414-9179-2016-2-22-244-255.
  10. Bowser G., Gretzel U., Davis E., Brown M. Educating the future of sustainability // sustainability (Switzerland). – 2014. – 6 (2). – Pp. 692–701. DOI: 10.3390/su6020692.
  11. Bruce C.D., Davis B., Sinclair N., McGarvey L., Hallowell D., Drefs M., Francis K., Hawes Z., Moss J., Mulligan J., Okamoto Y., Whiteley W., Woolcott G. Understanding gaps in research networks: using “spatial reasoning” as a window into the importance of networked educational research // Educational Studies in Mathematics. – 2016. – Pp. 1–19. DOI: 10.1007/s10649-016-9743-2.
  12. D’Antonio A., Monz C., Larson N., Rohman A. An application of recreation resource assessment techniques to inform management action in an urban-proximate natural area // Journal of Outdoor Recreation and Tourism, 2016, 14, Pp. 12–21. DOI: 10.1016/j.jort.2016.04.002.
  13. Davis E., Bowser G., Brown M. Creating the global leader and global mind-set: Engaging multicultural students in multidimensional learning // Environmental Leadership: A Reference Handbook. – 2012. – Pp. 891–899. DOI: 10.4135/9781452218601.n92.
  14. Hedegaard-Soerensen L., Jensen C.R., Tofteng D.M. Interdisciplinary collaboration as a prerequisite for inclusive education // European Journal of Special Needs Education. – 2017. – Pp. 1–14. DOI: 10.1080/08856257.2017.
  15. Hill T.R., Traynor C.H., Birch-Thomsen T., De Neergaard A., Bob U., Manyatsi A.M., Sebego R.J. Clear the mind of pre-conceived ideas and get your hands dirty! An approach to field-based courses: The SLUSE-southern Africa experience // Journal of Geography in Higher Education. – 2008. – 32 (3). – Pp. 441–457. DOI: 10.1080/03098260701731140.
  16. Jakab I., Grežo H., Ševčík M. Inquiry based and blended learning using geographical information system // Proceedings of the European Conference on e-Learning, ECEL 2016-January. – 2016. – Pp. 287–295.
  17. Jakobsen M.M., Andersson R. A scientific approach to teaching - to reach innovative pedagogical approaches nationwide // Proceedings of the 43rd SEFI Annual Conference 2015 – Diversity in Engineering Education: An Opportunity to Face the New Trends of Engineering, SEFI 2015. – 2015.
  18. Kawabata M., Bahadur Thapa R., Oguchi T., Tsou M.-H. Multidisciplinary cooperation in gis education: A case study of us colleges and universities // Journal of Geography in Higher Education. – 2010. – No 34 (4). – Pp. 493–509. DOI: 10.1080/03098265.2010.486896.
  19. Klein J.T. Discourses of transdisciplinarity: Looking back to the future // Futures, 2014, Vol. 63. – Pp. 68–74. DOI: 10.1016/j.futures.2014.08.008.
  20. Knowlton J.L., Halvorsen K.E., Handler R.M., O’Rourke M. Teaching interdisciplinary sustainability science teamwork skills to graduate students using in-person and web-based interactions // Sustainability (Switzerland). – 2014. – № 6 (12). – Pp. 9428–9440. DOI: 10.3390/su6129428.
  21. Kolb A.Y., Kolb D.A. Learning styles and learning spaces: Enhancing experiential learning in higher education // Academy of Management Learning and Education. – 2005. – № 4 (2). – Pp. 193–212.
  22. Mansilla V.B., Duraising E.D. Targeted assessment of students’ interdisciplinary work: An empirically grounded framework proposed // Journal of Higher Education. – 2007. – 78 (2). – Pp. 215–237. Cited 85 times. DOI: 10.1353/jhe.2007.0008.
  23. Mittelstrass J. “Interdisziplinarität oder Transdisziplinarität?” Utopie Wissenschaft // Ein Symposium an der Universität Hannover über die Chancen des Wissenschaftsbetriebs der Zukunft, 21–22 November, 1991. – Munich – Vienna: L.Hieber, 1993, Pp. 17–31.
  24. Morin E. La Tête bien faite. Repenser la Réforme – Réformer la Pensée. – Paris: Editions du Seuil, 1999.
  25. Ostrowski S., Rolczyński R., Pniewska J., Garnik I. User-friendly e-learning platform: A case study of a design thinking approach use // ACM International Conference Proceeding Series. – 29–30 June 2015. – a19. DOI: 10.1145/2814464.2814483.
  26. Repko A.F. Interdisciplinary Practice: A student guide to research and writing // Boston: Pearson Custom Pub., 2005. – 178 p.
  27. Repko A.F. Interdisciplinary research: Process and theory // Los Angeles: SAGE Publ., Inc. – 2011. – 544 p.
  28. Swart R.J., Raskin P., Robinson J. The problem of the future: Sustainability science and scenario analysis // Global Environmental Change. – 2003. – № 14 (2). – Pp. 137–146. DOI: 10.1016/j.gloenvcha.2003.10.002.
  29. Siewert C., Barsukov P., Demyan S., Babenko A., Lashchinsky N., Smolentseva E. Teaching soil science and ecology in West Siberia: 17 years of field courses // Environmental Education Research. – 2014. – № 20 (6). – Pp. 858–876. DOI: 10.1080/13504622.2013.
  30. Vasconcelos C. Geoscience education: Indoor and outdoor. – 2016. – 236 p. DOI: 10.1007/978-3-319-43319-6.
  31. Verma P., Vaughan K., Martin K., Pulitano E., Garrett J., Piirto D.D. Integrating indigenous knowledge and western science into forestry, natural resources, and environmental programs // Journal of Forestry. – 2016. – № 114 (6). – Pp. 648–655. DOI: 10.5849/jof.15- 090.
  32. Vogt J., Fischer B.C., Hauer R. Urban forestry and arboriculture as interdisciplinary environmental science: importance and incorporation of other disciplines // Journal of Environmental Studies and Sciences, 2016. – № 6 (2). – Pp. 371–386. DOI: 10.1007/s13412-015-0309-x.

Для цитирования: Алиев Т.А., Заболотская Т.А., Шепелева А.В., Волков А.В., Засядь-Волк В.В., Максимов С.Н., Поликарпов А.М. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ С ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И КАДАСТРЫ». Материалы Международной конференции «ИнтерКарто. ИнтерГИС». 2017;23(3):272–283. DOI: 10.24057/2414-9179-2017-3-23-272-283

For citation: Aliev T.A., Zabolotskaya T.A., Shepeleva A.V., Volkov A.V., Zasyad’-Volk V.V., Maksimov S.N., Polikarpov A.M. THE FORMATION OF THE EDUCATIONAL TRAJECTORY WITH A GEOGRAPHICAL COMPONENT IN THE DEVELOPMENT OF MULTIDISCIPLINARY PROGRAMS IN HIGHER EDUCATION IN THE FIELD OF “LAND MANAGEMENT AND CADASTRES” TRAINING. Proceedings of the International conference “InterCarto. InterGIS”. 2017;23(3):272–283 DOI: 10.24057/2414-9179-2017-3-23-272-283 (in Russian)