Посмотреть или загрузить статью (Rus)
Об авторах
В. Т. Дмитриева
Россия
кафедра географии, к.г.н., профессор
Россия, 129226
М. И. Подболотова
Россия
географо-экологический факультет, кафедра природопользования и методики обучения географии, к.п.н, доцент
Россия, 121127
Аннотация
В работе рассматривается феномен «Цифровой Земли» как концепция, которая может быть использована в преподавании географии, и, с другой стороны, как принципиально новый феномен, нуждающийся в специальном обучении работе с ним. Анализируется накопленный опыт использования «Цифровой Земли» в виде геосервиса Google Earth в обучении, рассматривается необходимость специализированного обучения работе с растровыми изображениями, коллаборативному созданию данных, обучению использованию разнородных наборов данных, и анализу динамики процессов во времени для обеспечения устойчивого развития.
Ключ. слова
Список литературы
- Аноприенко А.Я., Ерёмченко Е.Н., Семичастный И.Л., Сиренко В.А. Опыт создания 3D- модели заповедника «Каменные Могилы» методами неогеографии и предварительные результаты исследований. Камянi Могили – минуле та сучаснiсть матеріали Науково-практичної конференції, присвяченої 85-річному ювілею відділення Українського степового природного заповідника НАН України «Камяні могили». Ноулiдж Донецк, 2012. С. 77–90.
- Боярчук К.А., Еремченко Е.Н., Мороз В.А., Никонов О.А. Анализ понятия Situational Awareness. Портал «Неогеография». 2009. [http://www.neogeography.ru/rus/news/articles/ understanding-situational-awareness.html].
- Брагин П.Н. Возможности использования Google Earth для моделирования образовательного пространства. Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 3. № 1. С. 197–201 [http://elibrary.ru/download/88713967.pdf].
- Володченко А.С., Еремченко Е.Н., Клименко С.В., Токарев С. К. 2005–2015. История развития 3d-модели. Протвино: Наукоград: наука, производство, общество, 2015. Т. 3. № 1. С. 20–25.
- Дмитриева В.Т., Еремченко Е.Н., Клименко С.В., Кружалин В.И. Неогеография: особенности нового подхода к работе с географической информацией. География и экология в школе XXI века. 2009. № 3. С. 9–16.
- Дмитриева В.Т., Еремченко Е.Н., Подболотова М.Н. Инновационные подходы в геоэкологическом университетском образовании. В сборнике: Инновации в геоэкологии: теория, практика, образование. Материалы Всероссийской научной конференции. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Географический факультет, 2010. С. 261–265.
- Еремченко Е.Н. Неогеография: особенности и возможности. В сборнике: Высокие технологии XXI века материалы конференции IX Международного форума. 2008. С. 170.
- Леменкова П.А. Web-сервис Google Earth как поддержка ГИС-картографирования при решении геопространственных задач в высшей школе. В сборнике: Web- технологии в образовательном пространстве: проблемы, подходы, перспективы сборник статей участников Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.В. Арюткиной, С.В. Напалкова, 2015. С. 460–464. [http://elibrary.ru/download/95742471.pdf].
- Лепский В.Е., Трандисциплинарные основания становления средовой парадигмы. Философия науки и техники. 2011. т. 16. № 1. http://elibrary.ru/download/55274331.pdf].
- Сидляр М.Ю., Кончаков Р.Б., Пчелинцев А.А. Трехмерное моделирование для историков: Google Sketchup в курсе «Новые информационные технологии». Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2012. Т. 2. № 20. С. 232–235. [http://elibrary.ru/download/17552773.pdf.
- Тикунов В. С., Еремченко Е. Н. Цифровая Земля и картография. Геодезия и картография. 2015. № 11. С. 14–23.
- Федонюк В.В., Федонюк Н.А., Панькевич С.Г. Опыт использования программы Google Earth в преподавании географических дисциплин, Информационные технологии и средства обучения. 2013. Т. 38. № 6. С. 138–148. [http://journal.iitta.gov.ua/ index.php/itlt/article/view/886/686].
- Butler D. Enthusiast uses Google to reveal Roman ruins. news@nature, 14.09.2005, [http://www.nature.com/news/2005/050912/full/news050912-6.html].
- DigitalEarth-ISDE.org, 2006 About ISDE. [http://www.digitalearth-isde.org/society/54].
- Google.com, 2005 [https://www.google.com/earth/].
- Google Earth blog, Google Earth evolution, 29.11.2007 [http://www.gearthblog.com/blog/archives/2007/11/google_earth_evolution.html].
- Google Earth blog, More than one billion downloads for Google Earth, 06.10.2011
- [http://www.gearthblog.com/blog/archives/2007/11/google_earth_evolution.html].
- Google Maps blog, Truly Global, 11.02.2008 [https://maps.googleblog.com/2008/02/truly-global.html].
- Google.com, 2015 [https://plus.google.com/+GoogleMaps/posts/ViGhq5Ztu8k].
- Gore, Al. 1998. The Digital Earth: Understanding our planet in the 21st Century, Al Gore speech at California Science Center, Los Angeles, California, on January 31, 1998 [http://www.isde5.org/al_gore_speech.htm].
- SDGs Learning, Training and Practice 2016. Sustainable Development Knowledge Platform. [https://sustainabledevelopment.un.org/hlpf/SDGsLearning].
- Turner A. Introduction into Neogeography. O’Reilly Media. 2006. P. 56.
Для цитирования: Дмитриева В.Т., Подболотова М.И. КОНЦЕПЦИЯ «ЦИФРОВОЙ ЗЕМЛИ» В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. Материалы Международной конференции «ИнтерКарто. ИнтерГИС». 2016;22(2):321–331. DOI: 10.24057/2414-9179-2016-2-22-321-331
For citation: Dmitrieva V.T., Podbolotova M.I. THE CONCEPT OF «DIGITAL EARTH» IN EDUCATIONAL PROCESS. Proceedings of the International conference “InterCarto. InterGIS”. 2016;22(2):321–331 DOI: 10.24057/2414-9179-2016-2-22-321-331 (in Russian)