КОНЦЕПЦИЯ «ЦИФРОВОЙ ЗЕМЛИ» В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

DOI: 10.24057/2414-9179-2016-2-22-321-331

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторах

В. Т. Дмитриева

Московский городской педагогический университет Институт математики, информатики и естественных наук
Россия

кафедра географии, к.г.н., профессор

Россия, 129226

М. И. Подболотова

Московский государственный областной университет
Россия

географо-экологический факультет, кафедра природопользования и методики обучения географии, к.п.н, доцент

 Россия, 121127

Аннотация

В работе рассматривается феномен «Цифровой Земли» как концепция, которая может быть использована в преподавании географии, и, с другой стороны, как принципиально новый феномен, нуждающийся в специальном обучении работе с ним. Анализируется накопленный опыт использования «Цифровой Земли» в виде геосервиса Google Earth в обучении, рассматривается необходимость специализированного обучения работе с растровыми изображениями, коллаборативному созданию данных, обучению использованию разнородных наборов данных, и анализу динамики процессов во времени для обеспечения устойчивого развития.

Ключ. слова

Digital Earth, Google Earth, устойчивое развитие, обучение

Список литературы

  1. Аноприенко А.Я., Ерёмченко Е.Н., Семичастный И.Л., Сиренко В.А. Опыт создания 3D- модели заповедника «Каменные Могилы» методами неогеографии и предварительные результаты исследований. Камянi Могили – минуле та сучаснiсть матеріали Науково-практичної конференції, присвяченої 85-річному ювілею відділення Українського степового природного заповідника НАН України «Камяні могили». Ноулiдж Донецк, 2012. С. 77–90.
  2. Боярчук К.А., Еремченко Е.Н., Мороз В.А., Никонов О.А. Анализ понятия Situational Awareness. Портал «Неогеография». 2009. [http://www.neogeography.ru/rus/news/articles/ understanding-situational-awareness.html].
  3. Брагин П.Н. Возможности использования Google Earth для моделирования образовательного пространства. Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 3. № 1. С. 197–201 [http://elibrary.ru/download/88713967.pdf].
  4. Володченко А.С., Еремченко Е.Н., Клименко С.В., Токарев С. К. 2005–2015. История развития 3d-модели. Протвино: Наукоград: наука, производство, общество, 2015. Т. 3. № 1. С. 20–25.
  5. Дмитриева В.Т., Еремченко Е.Н., Клименко С.В., Кружалин В.И. Неогеография: особенности нового подхода к работе с географической информацией. География и экология в школе XXI века. 2009. № 3. С. 9–16.
  6. Дмитриева В.Т., Еремченко Е.Н., Подболотова М.Н. Инновационные подходы в геоэкологическом университетском образовании. В сборнике: Инновации в геоэкологии: теория, практика, образование. Материалы Всероссийской научной конференции. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Географический факультет, 2010. С. 261–265.
  7. Еремченко Е.Н. Неогеография: особенности и возможности. В сборнике: Высокие технологии XXI века материалы конференции IX Международного форума. 2008. С. 170.
  8. Леменкова П.А. Web-сервис Google Earth как поддержка ГИС-картографирования при решении геопространственных задач в высшей школе. В сборнике: Web- технологии в образовательном пространстве: проблемы, подходы, перспективы сборник статей участников Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.В. Арюткиной, С.В. Напалкова, 2015. С. 460–464. [http://elibrary.ru/download/95742471.pdf].
  9. Лепский В.Е., Трандисциплинарные основания становления средовой парадигмы. Философия науки и техники. 2011. т. 16. № 1. http://elibrary.ru/download/55274331.pdf].
  10. Сидляр М.Ю., Кончаков Р.Б., Пчелинцев А.А. Трехмерное моделирование для историков: Google Sketchup в курсе «Новые информационные технологии». Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2012. Т. 2. № 20. С. 232–235. [http://elibrary.ru/download/17552773.pdf.
  11. Тикунов В. С., Еремченко Е. Н. Цифровая Земля и картография. Геодезия и картография. 2015. № 11. С. 14–23.
  12. Федонюк В.В., Федонюк Н.А., Панькевич С.Г. Опыт использования программы Google Earth в преподавании географических дисциплин, Информационные технологии и средства обучения. 2013. Т. 38. № 6. С. 138–148. [http://journal.iitta.gov.ua/ index.php/itlt/article/view/886/686].
  13. Butler D. Enthusiast uses Google to reveal Roman ruins. news@nature, 14.09.2005, [http://www.nature.com/news/2005/050912/full/news050912-6.html].
  14. DigitalEarth-ISDE.org, 2006 About ISDE. [http://www.digitalearth-isde.org/society/54].
  15. Google.com, 2005 [https://www.google.com/earth/].
  16. Google Earth blog, Google Earth evolution, 29.11.2007 [http://www.gearthblog.com/blog/archives/2007/11/google_earth_evolution.html].
  17. Google Earth blog, More than one billion downloads for Google Earth, 06.10.2011
  18. [http://www.gearthblog.com/blog/archives/2007/11/google_earth_evolution.html].
  19. Google Maps blog, Truly Global, 11.02.2008 [https://maps.googleblog.com/2008/02/truly-global.html].
  20. Google.com, 2015 [https://plus.google.com/+GoogleMaps/posts/ViGhq5Ztu8k].
  21. Gore, Al. 1998. The Digital Earth: Understanding our planet in the 21st Century, Al Gore speech at California Science Center, Los Angeles, California, on January 31, 1998 [http://www.isde5.org/al_gore_speech.htm].
  22. SDGs Learning, Training and Practice 2016. Sustainable Development Knowledge Platform. [https://sustainabledevelopment.un.org/hlpf/SDGsLearning].
  23. Turner A. Introduction into Neogeography. O’Reilly Media. 2006. P. 56.

Для цитирования: Дмитриева В.Т., Подболотова М.И. КОНЦЕПЦИЯ «ЦИФРОВОЙ ЗЕМЛИ» В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. Материалы Международной конференции «ИнтерКарто. ИнтерГИС». 2016;22(2):321–331. DOI: 10.24057/2414-9179-2016-2-22-321-331

For citation: Dmitrieva V.T., Podbolotova M.I. THE CONCEPT OF «DIGITAL EARTH» IN EDUCATIONAL PROCESS. Proceedings of the International conference “InterCarto. InterGIS”. 2016;22(2):321–331 DOI: 10.24057/2414-9179-2016-2-22-321-331 (in Russian)