Посмотреть или загрузить статью (Rus)
Об авторе
М.В. Грибок
Ленинские горы, д. 1, Москва, Россия, 119991,
E-mail: gribok.marina@gmail.com
Аннотация
Статья посвящена разработке подходов к отбору, обработке и визуализации информации о регионах России для демонстрации широкому кругу зрителей при помощи анимированной инфографики. Исследование проведено на основе систематизации опыта по созданию видеороликов для выставки-форума «Россия», проходившей в Москве с 4 ноября 2023 г. по 8 июля 2024 г. Видеоинфографика, разработанная автором статьи, демонстрировалась посетителям выставки и давала общее представление об отдельных субъектах РФ, в т.ч. об их населении, природных ресурсах и экономическом развитии. На примере данного проекта выявлены основные информационные блоки, которые могут быть включены в инфографику, и представлены примеры оформления отдельных кадров видео. Сделаны выводы о том, что при написании сценариев анимированной инфографики для просветительских проектов необходимо учитывать цели и задачи проекта, особенности демонстрации видеоинфографики зрителям, особенности ее визуального восприятия, заданный хронометраж, а также индивидуальные особенности регионов. Даны рекомендации по информационному наполнению видеоинфографики в зависимости от характеристик субъектов РФ. В качестве ключевого элемента первых секунд хронометража каждого видеоролика рекомендуется использовать анимированное геоизображение, представляющее собой контур России с последующим налетом на соответствующий регион и его цветовым выделением. Такая анимация представляется оптимальным решением для показа в составе первого кадра видеоинфографики и может быть дополнена появлением герба рассматриваемого региона, а также одной или двух коротких ключевых фраз о данном субъекте РФ. Дальнейший сценарий видеоинфографики зависит от особенностей населения (динамики численности, этнического состава, соотношения численности городских и сельских жителей и др.), ключевых отраслей экономики, природноклиматических и других особенностей, составляющих в совокупности уникальный портрет каждого региона.
Ключ. слова
Список литературы
- Бажукова Н.В., Александрова Н.М. Визуализация характеристик горнолыжных комплексов Пермского края методами геоинфографики. География и туризм, 2019. № 2. С. 17–23.
- Берлянт А.М. Геоиконика — наука о геоизображениях. Известия РАН. Серия географическая, 2005. № 1. С. 121–127.
- Грибок М.В. Образ России в телевизионной инфографике (на примере проекта «Россия в цифрах» телеканала «Россия 24»). Образ Родины: содержание, формирование, актуализация. Материалы V Международной научной конференции. М.: Московский художественно-промышленный институт, 2021. С. 502–505.
- Грибок М.В. Об опыте разработки телевизионной инфографики по итогам Всероссийской переписи населения. Современная Евразия: общественно-географический анализ. Материалы Международной научной конференции (XIV научная Ассамблея АРГО). Улан-Удэ: Бурятский научный центр Сибирского отделения РАН, 2023. С. 296–298.
- Жихарева О.И. Анализ возможности использования инфографики для отражения специфики демографических процессов в регионе. Естествознание: исследования и обучение. Материалы конференции «Чтения Ушинского». Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2021. С. 106–112.
- Кузнецова Е.Ю. Геоинфографика как средство наглядности в современной школе. Научная дискуссия современной молодежи: педагогика и психология. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2016. С. 96–98.
- Кузнецова Е.Ю., Лукашова О.П. Геоинфографика как современное средство обучения в школьном курсе региональной географии. VI Семеновские чтения: наследие П.П. Семенова-Тян-Шанского и современная наука. Материалы Международной научной конференции, посвященной 190 летию со дня рождения П.П. Семенова-Тян-Шанского. Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2017. С. 100–102.
- Лаптев В.В. Инфографика: основные понятия и определения. Terra Linguistica. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки, 2013. № 4 (184). С. 180–187.
- Манжура Л.Н. Инфографика как один из методов визуализации учебного материала. Санкт-Петербургский образовательный вестник, 2017. № 2 (6). С. 72–74.
- Норсеева М.Е., Дегтярева А.В. Применение инфографики для подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности. Технологии гражданской безопасности, 2015. Т. 12. № 3 (45). С. 64–68.
- Павлова А.И. Моушн-дизайн в северном городе. Арктический дизайн. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Мурманск, 16–18 ноября 2015 года. Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2016. С. 38–44.
- Серапинас Б.Б., Прохорова Е.А. Геоинфографика как современное направление геовизуализации в обучении студентов-картографов. Вестник Московского университета. Серия 5. География, 2015. № 5. С. 94–99.
- Симакова С.И. Инфографика на телевидении. Вестник Челябинского государственного университета, 2016. № 9 (391). С. 158–165.
- Терехина Т.В. Информативная графика в музеях и на выставках. Гуманитарный трактат, 2019. № 59. С. 4–7.
- Яу Н. Искусство визуализации в бизнесе. Как представить сложную информацию простыми образами. М.: МИФ, 2013. 352 с.
- Cleveland W.S. The Elements of Graphing Data. Revised Edition. New Jersey: Hobart Press, 1994. 314 p.
- Hassan H.G. Designing Infographics to support teaching complex science subject: A comparison between static and animated Infographics. Graduate Theses and Dissertations, 2016. 117 p. DOI: 10.31274/etd-180810-5344.
- Heer J., Bostock M., Ogievetskey V. A tour through the visualization zoo. Communications of the ACM, 2010. No. 53 (6). P. 59–67.
- Jaleniauskiene E, Kasperiuniene J. Infographics in higher education: A scoping review. E-learning and Digital Media, 2023. No. 20 (2). P. 191–206.
- Newsom D., Haynes J. Public Relations Writing: Form and Style. Business & Economics, 2004. 441 p.
- Siricharoen W.V. Infographics: the new communication tools in digital age. In the International Conference on E-technologies and Business on the Web (ebw2013), 2013. V. 169174.
- Smiciklas M. The Power of Infographics: Using Pictures to Communicate and Connect with Your Audience. Que Publishing, 2012. 199 p.
Для цитирования: Грибок М.В. Подходы к разработке анимированной инфографики о регионах России в рамках реализации просветительского проекта. ИнтерКарто. ИнтерГИС. M.: Географический факультет МГУ, 2024. Т. 30. Ч. 1. С. 384–396. DOI: 10.35595/2414-9179-2024-1-30-384-396
For citation: Gribok M.V. Approaches to the development of animated infographics about the regions of Russia in the framework of the outreach project. InterCarto. InterGIS. Moscow: MSU, Faculty of Geography, 2024. V. 30. Part 1. P. 384–396. DOI: 10.35595/2414-9179-2024-1-30-384-396 (in Russian)