Подходы к разработке анимированной инфографики о регионах России в рамках реализации просветительского проекта

DOI: 10.35595/2414-9179-2024-1-30-384-396

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторе

М.В. Грибок

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет,
Ленинские горы, д. 1, Москва, Россия, 119991,
E-mail: gribok.marina@gmail.com

Аннотация

Статья посвящена разработке подходов к отбору, обработке и визуализации информации о регионах России для демонстрации широкому кругу зрителей при помощи анимированной инфографики. Исследование проведено на основе систематизации опыта по созданию видеороликов для выставки-форума «Россия», проходившей в Москве с 4 ноября 2023 г. по 8 июля 2024 г. Видеоинфографика, разработанная автором статьи, демонстрировалась посетителям выставки и давала общее представление об отдельных субъектах РФ, в т.ч. об их населении, природных ресурсах и экономическом развитии. На примере данного проекта выявлены основные информационные блоки, которые могут быть включены в инфографику, и представлены примеры оформления отдельных кадров видео. Сделаны выводы о том, что при написании сценариев анимированной инфографики для просветительских проектов необходимо учитывать цели и задачи проекта, особенности демонстрации видеоинфографики зрителям, особенности ее визуального восприятия, заданный хронометраж, а также индивидуальные особенности регионов. Даны рекомендации по информационному наполнению видеоинфографики в зависимости от характеристик субъектов РФ. В качестве ключевого элемента первых секунд хронометража каждого видеоролика рекомендуется использовать анимированное геоизображение, представляющее собой контур России с последующим налетом на соответствующий регион и его цветовым выделением. Такая анимация представляется оптимальным решением для показа в составе первого кадра видеоинфографики и может быть дополнена появлением герба рассматриваемого региона, а также одной или двух коротких ключевых фраз о данном субъекте РФ. Дальнейший сценарий видеоинфографики зависит от особенностей населения (динамики численности, этнического состава, соотношения численности городских и сельских жителей и др.), ключевых отраслей экономики, природноклиматических и других особенностей, составляющих в совокупности уникальный портрет каждого региона.

Ключ. слова

инфографика, видеоинфографика, регионы России, популяризация знаний, просветительский проект

Список литературы

  1. Бажукова Н.В., Александрова Н.М. Визуализация характеристик горнолыжных комплексов Пермского края методами геоинфографики. География и туризм, 2019. № 2. С. 17–23.
  2. Берлянт А.М. Геоиконика — наука о геоизображениях. Известия РАН. Серия географическая, 2005. № 1. С. 121–127.
  3. Грибок М.В. Образ России в телевизионной инфографике (на примере проекта «Россия в цифрах» телеканала «Россия 24»). Образ Родины: содержание, формирование, актуализация. Материалы V Международной научной конференции. М.: Московский художественно-промышленный институт, 2021. С. 502–505.
  4. Грибок М.В. Об опыте разработки телевизионной инфографики по итогам Всероссийской переписи населения. Современная Евразия: общественно-географический анализ. Материалы Международной научной конференции (XIV научная Ассамблея АРГО). Улан-Удэ: Бурятский научный центр Сибирского отделения РАН, 2023. С. 296–298.
  5. Жихарева О.И. Анализ возможности использования инфографики для отражения специфики демографических процессов в регионе. Естествознание: исследования и обучение. Материалы конференции «Чтения Ушинского». Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2021. С. 106–112.
  6. Кузнецова Е.Ю. Геоинфографика как средство наглядности в современной школе. Научная дискуссия современной молодежи: педагогика и психология. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2016. С. 96–98.
  7. Кузнецова Е.Ю., Лукашова О.П. Геоинфографика как современное средство обучения в школьном курсе региональной географии. VI Семеновские чтения: наследие П.П. Семенова-Тян-Шанского и современная наука. Материалы Международной научной конференции, посвященной 190 летию со дня рождения П.П. Семенова-Тян-Шанского. Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2017. С. 100–102.
  8. Лаптев В.В. Инфографика: основные понятия и определения. Terra Linguistica. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки, 2013. № 4 (184). С. 180–187.
  9. Манжура Л.Н. Инфографика как один из методов визуализации учебного материала. Санкт-Петербургский образовательный вестник, 2017. № 2 (6). С. 72–74.
  10. Норсеева М.Е., Дегтярева А.В. Применение инфографики для подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности. Технологии гражданской безопасности, 2015. Т. 12. № 3 (45). С. 64–68.
  11. Павлова А.И. Моушн-дизайн в северном городе. Арктический дизайн. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Мурманск, 16–18 ноября 2015 года. Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2016. С. 38–44.
  12. Серапинас Б.Б., Прохорова Е.А. Геоинфографика как современное направление геовизуализации в обучении студентов-картографов. Вестник Московского университета. Серия 5. География, 2015. № 5. С. 94–99.
  13. Симакова С.И. Инфографика на телевидении. Вестник Челябинского государственного университета, 2016. № 9 (391). С. 158–165.
  14. Терехина Т.В. Информативная графика в музеях и на выставках. Гуманитарный трактат, 2019. № 59. С. 4–7.
  15. Яу Н. Искусство визуализации в бизнесе. Как представить сложную информацию простыми образами. М.: МИФ, 2013. 352 с.
  16. Cleveland W.S. The Elements of Graphing Data. Revised Edition. New Jersey: Hobart Press, 1994. 314 p.
  17. Hassan H.G. Designing Infographics to support teaching complex science subject: A comparison between static and animated Infographics. Graduate Theses and Dissertations, 2016. 117 p. DOI: 10.31274/etd-180810-5344.
  18. Heer J., Bostock M., Ogievetskey V. A tour through the visualization zoo. Communications of the ACM, 2010. No. 53 (6). P. 59–67.
  19. Jaleniauskiene E, Kasperiuniene J. Infographics in higher education: A scoping review. E-learning and Digital Media, 2023. No. 20 (2). P. 191–206.
  20. Newsom D., Haynes J. Public Relations Writing: Form and Style. Business & Economics, 2004. 441 p.
  21. Siricharoen W.V. Infographics: the new communication tools in digital age. In the International Conference on E-technologies and Business on the Web (ebw2013), 2013. V. 169174.
  22. Smiciklas M. The Power of Infographics: Using Pictures to Communicate and Connect with Your Audience. Que Publishing, 2012. 199 p.

Для цитирования: Грибок М.В. Подходы к разработке анимированной инфографики о регионах России в рамках реализации просветительского проекта. ИнтерКарто. ИнтерГИС. M.: Географический факультет МГУ, 2024. Т. 30. Ч. 1. С. 384–396. DOI: 10.35595/2414-9179-2024-1-30-384-396

For citation: Gribok M.V. Approaches to the development of animated infographics about the regions of Russia in the framework of the outreach project. InterCarto. InterGIS. Moscow: MSU, Faculty of Geography, 2024. V. 30. Part 1. P. 384–396. DOI: 10.35595/2414-9179-2024-1-30-384-396 (in Russian)