Место европейских городов Средиземноморья в сфере туризма Европейского союза

DOI: 10.35595/2414-9179-2023-1-29-255-271

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторах

И.Н. Тикунова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Географический факультет,
Ленинские горы, д. 1, Москва, Россия, 119991,
E-mail: irina.tikunova@icloud.com

Е.А. Курланова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Географический факультет,
Ленинские горы, д. 1, Москва, Россия, 119991

Аннотация

Цель исследования — определить положение городов Средиземноморья в системе европейского туризма. Для этого была проанализирована туристская привлекательность и развитие туризма Средиземноморского региона и стран ЕС. Определено место наиболее привлекательных туристских городов Средиземноморья на рынке ЕС, выделены их сильные и слабые стороны в развитии туризма. В работе использованы методы сравнительного, кластерного, SWOT-анализа, создана классификация и серия таблиц и карт. В результате кластерного анализа десятка показателей выделены группы стран по туристской привлекательности и группы городов Европейского союза по уровню развития туризма. Исследование показало, что города Средиземноморья обладают различной степенью развития туризма, при этом в городах западной части региона выше, чем в восточной. Крупнейшие из них обладают диверсифицированным туристским предложением и привлекают туристов как центры курортного, культурно-познавательного, делового, событийного и религиозного туризма. Они являются популярным направлением у граждан Германии, Великобритании, Австрии и стран Скандинавии. Наблюдается взаимообмен туристами из стран Средиземноморья: Франции и Италии. Города Средиземноморья имеют разные и в ряде случаев значительно отличающиеся друг от друга значения показателей развития туризма. Более высокие показатели наблюдаются у городов в западной части Средиземноморья, показатели ниже — в восточной части (города Греции, Хорватии, Словении, Кипра). Преобладающее количество городов Средиземноморья, которые входят в список самых популярных направлений, демонстрируют показатели развития туризма ближе к минимальным значениям: экономика и бизнес, туристская активность, туристская политика и привлекательность, туристская инфраструктура. По характеристикам они схожи с городами Португалии и Восточной Европы. Слабой стороной развития туризма в городах Средиземноморья являются показатели устойчивого развития (рост средней температуры воздуха, содержание частиц PM2.5 в воздухе), что сказывается на индексе устойчивого туризма. После отмены всех коронавирусных ограничений города Средиземноморья способны к быстрому восстановлению за счет того, что предоставляют уже знакомый туристский продукт хорошего качества, что важно в условиях неопределенности. Также плюсом является близкое расположение к странам — основным поставщикам туристов и долгий запрет на поездки, который стимулировал желание путешествовать.

Ключ. слова

туризм, города Средиземноморья, туристская привлекательность, кластерный и SWOT анализы, классификации

Список литературы

  1. Александрова А.Ю. География туризма. М.: Аспект Пресс, 2002. 470 с.
  2. Александрова А.Ю., Тикунова И.Н. Анализ структуры мирового туристического пространства с применением многомерной математической классификации. Вестник Московского университета. Серия 5: География, 2003. № 6. С. 16–21.
  3. Галкина Т.А. Границы «неформального» региона и критерии их определения на примере Средиземноморья. Наука и природа. Научный журнал международной гимназии в Новых Вешках, 2019. № 3. С. 7–15.
  4. Грацианский А.Н. Природа Средиземноморья. М.: Мысль, 1971. 510 с.
  5. Долуханов П.М. История Средиземных морей. М.: Наука, 1988, 140 с.
  6. Ланда Р.Г. Средиземноморье глазами востоковеда. М.: Наука, 1979. 298 с.
  7. Нечаев В.Д., Чихарев И.А., Ирхин А.А., Маковская Д.В. Геостратегический атлас Большого Средиземноморья. Вестник Московского университета. Серия 5: География, 2019. № 1. С. 67–75.
  8. Тикунов В.С. Классификации в географии: ренессанс или увядание? Москва — Смоленск: Издательство СГУ, 1997. 367 с.
  9. Ушаков Д.С. Страноведение. М.: МарТ, 2009. 255 с.
  10. Чабанюк О.В. Ранжирование факторов развития туризма. Вестник Московского Университета МВД России, 2013. № 6. С. 230–231.
  11. Kluck D., Koester C. Tourismus in Deutschland, 2004. 210 p.
  12. Leser H. Diercke-Wörterbuch allgameine Geographie. München–Braunschweig, 1997. 125 p.
  13. Neuenfeldt H., Rose O. Stadttourismus als Wirtschaftsfaktor in Aachen. Göttingen, 1997. Web resource: www.geogr.uni-goettingen.de (accessed 22.01.2023).
  14. Rafaela I. OECD Tourism trends and policies, 2019. 580 p.

Для цитирования: Тикунова И.Н., Курланова Е.А. Место европейских городов Средиземноморья в сфере туризма Европейского союза. ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Географический факультет МГУ, 2023. Т. 29. Ч. 1. С. 255–271 DOI: 10.35595/2414-9179-2023-1-29-255-271

For citation: Tikunova I.N., Kurlanova E.A. The place of european cities of the Mediterranean in the sphere of tourism of the European Union. InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: MSU, Faculty of Geography, 2023. V. 29. Part 1. P. 255–271. DOI: 10.35595/2414-9179-2023-1-29-255-271 (in Russian)