Посмотреть или загрузить статью (Rus)
Об авторах
А.А. Михайлова
ул. А. Невского, д. 14, 236016, Калининград, Россия;
E-mail: tikhonova.1989@mail.ru
Д.В. Хвалей
ул. А. Невского, д. 14, 236016, Калининград, Россия;
E-mail: hvaley_gusev@mail.ru
А.С. Михайлов
Старомонетный переулок, д. 29, 119017, Москва, Россия;
E-mail: mikhailov.andrey@yahoo.com
Аннотация
Особенности экономико-географического положения приграничных регионов проявляются, с одной стороны, в их территориальной близости к иностранным рынкам, международным потокам ресурсов и инфраструктуре, а с другой, в расположении на периферии национальных пространств соседних государств. В связи с этим экономика приграничья, в сравнении с внутренними регионами, более тесно интегрирована в международную повестку и в большей степени зависима от проницаемости государственной границы. Важной составляющей конкурентного потенциала приграничных территорий является развитие транспортно-логистической системы, в том числе ее способности обеспечивать эффективность и устойчивость международных пассажирских и грузоперевозок. Глобальный курс на цифровизацию всех общественных отношений также оказал влияние на такую традиционную сферу хозяйственной деятельности как транспорт. Рост цифровой грамотности и доступности интернета, расширение разнообразия информационно-коммуникационных каналов и специализированных цифровых сервисов создали новые возможности для приграничных регионов соседних стран по развитию сотрудничества в отношении трансграничной мобильности населения и совместного управления данным процессом. Цифровая среда становится все более важной составляющей в поддержании транспортно-логистической связности приграничных территорий, а ее развитие сопровождается генерацией и накапливанием все большего объема цифровой информации о пользователях. В данной статье предложен подход к оценке географии интереса интернет-пользователей приграничного региона к трансграничному передвижению на основе анализа больших цифровых данных. На примере Калининградской области (эксклавной территории РФ) проанализирован уровень аттрактивности для интернет-пользователей транспортных маршрутов, включающих расположенные не далее 100 км от границы населенные пункты соседних стран — Польши и Литвы, в период с середины января до середины марта 2022 г. Источник данных — сервис Яндекс Wordstat. По результатам исследования поисковых запросов в отношении 194 городов польского и литовского ближнего приграничья были выделены два основных типа — конечные пункты маршрута и транспортные хабы с исходящей мобильностью в другие города и страны. Всего целенаправленный поиск пользователей из Калининградской области охватил 130 международных направлений. Сделан вывод о транспортной связности приграничных регионов Польши, Литвы и Калининградской области России, однако цифровизация данного процесса носит внесистемный характер.
Ключ. слова
Список литературы
- Бардаль А.Б., Сигитова М.А. Развитие транспортного обслуживания населения приграничного региона: Хабаровский край (Часть I). Вестник ТОГУ. 2018. Т. 1. № 48. С. 109–118.
- Бережная Л.Ю. Роль транспортной инфраструктуры в развитии приграничного региона. Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2021. Т. 4. С. 109–117. DOI: 10.21686/2413-2829-2021-4-109-117.
- Боброва В.В., Бережная Л.Ю. Механизм влияния транспортной инфраструктуры на социально-экономическое развитие приграничного региона. Экономика, предпринимательство и право. 2021. Т. 11. № 10. С. 2381–2398. DOI: 10.18334/epp.11.10.113740.
- Гуменюк И.С. Транспортная безопасность. Проблемы экономической безопасности регионов западного порубежья России. Под редакцией Г.М. Федорова. Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта. Калининград, 2019. С. 139–158.
- Гуменюк И.С., Волошенко К.Ю., Новикова А.А. Сценарное моделирование отдельных направлений обеспечения роста экономической эффективности регионального транспортного комплекса российского эксклава на Балтике. Балтийский регион. 2019. Т. 11. № 2. С. 51–72. DOI: 10.5922/2079-8555-2019-2-4.
- Гуменюк И.С., Студжиницки Т. Транспортные связи и перспективы их развития между приграничными воеводствами Республики Польши и Калининградской областью Российской Федерации. Балтийский регион. 2018. Т. 10. № 2. С. 114–132. DOI: 10.5922/2079-8555-2018-2-8.
- Зверев Ю.М. Внешние факторы и возможные сценарии развития Калининградской области. Факторы и стратегии регионального развития вменяющемся геополитическом и геоэкономическом контексте: матер. междунар. науч. конф. Под общ. ред. А.Г. Дружинина. Ростов-на-Дону, 2016. С. 230–235.
- Зотова М.В., Колосов В.А., Гриценко А.А., Себенцов А.Б., Карпенко М.С. Территориальные градиенты социально-экономического развития российского пограничья. Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2018a. № 5. С. 7–21. DOI: 10.1134/S2587556618050163.
- Зотова М.В., Колосов В.А., Себенцов А.Б. Барьерность и проницаемость границ. Российское пограничье: вызовы соседства. М.: Издательство ИП Матушкина И.И., 2018b. С. 86–108.
- Иванова Н. Цифровизация транспортного комплекса как важнейшее условие формирования современной транспортной инфраструктуры. Транспортное дело России. 2020. № 1. С. 71–75.
- Колосов В.А., Зотова М.В., Себенцов А.Б. Барьерная функция российских границ. Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2016. № 5. С. 8–20. DOI: 10.15356/0373-2444-2016-5-8-20.
- Кондратьева (Степанова) С.В. Факторы развития приграничного туризма на смежных территориях России и Финляндии. Псковский регионологический журнал. 2019. Т. 40. № 4. С. 106–114. DOI: 10.37490/S221979310011766-5.
- Лапенко М.В., Онучко М.Ю. От контактности к барьерности: российско-казахстанская граница и приграничное сотрудничество в условиях пандемии СOVID-19. Постсоветские исследования. 2021. Т. 4. № 7. С. 604–615. DOI: 10.24412/2618-7426-2021-7-604-614.
- Федоров Г.М. Калининградская дилемма: «коридор развития» или двойная периферия? Геополитический фактор развития российского эксклава на Балтике. Балтийский регион. 2010. № 2. С. 5–15. DOI: 10.5922/2074-9848-2010-2-1.
- Хмелева Г.А., Федоренко Р.В. Основные тенденции и факторы формирования конкурентных преимуществ приграничных регионов. Экономические отношения. 2021. Т. 11. № 2. С. 439–458. DOI: 10.18334/eo.11.2.112112.
- Bigo D. The socio-genesis of a guild of “digital technologies” justifying transnational interoperable databases in the name of security and border purposes: a reframing of the field of security professionals? International Journal of Migration and Border Studies. 2020. Vol. 6. No. 1–2. P. 74–92.
- Gössling S. ICT and transport behavior: A conceptual review. International Journal of Sustainable Transportation. 2017. Vol. 12. No. 3. P. 153–164. DOI: 10.1080/15568318.2017.1338318.
- Mikhaylov A.S. Cross-border clustering across the Baltic region: Relating smart specialization and cluster categories. In: Fedorov G., Druzhinin A., Golubeva E., Subetto D., Palmowski T. (Eds.) Baltic Region—The Region of Cooperation. Springer Proceedings in Earth and Environmental Sciences. Springer, Cham, 2020. P. 99–108. DOI: 10.1007/978-3-030-14519-4_11.
- Trauttmansdorff P., Felt U. Between infrastructural experimentation and collective imagination: the digital transformation of the EU border regime. Science, Technology & Human Values. 2021. DOI: 10.1177/01622439211057523.
Для цитирования: Михайлова А.А., Хвалей Д.В., Михайлов А.С. Геоинформационная оценка интереса интернет-пользователей приграничного региона к трансграничной мобильности. ИнтерКарто. ИнтерГИС. M.: Географический факультет МГУ, 2022. Т. 28. Ч. 2. С. 146–159. DOI: 10.35595/2414-9179-2022-2-28-146-159
For citation: Mikhaylova A.A., Hvaley D.V., Mikhaylov A.S. Geoinformational assessment of the interest of internet users in the border region to cross-border mobility. InterCarto. InterGIS. Moscow: MSU, Faculty of Geography, 2022. V. 28. Part 2. P. 146–159. DOI: 10.35595/2414-9179-2022-2-28-146-159 (in Russian)