Геоинформационная оценка интереса интернет-пользователей приграничного региона к трансграничной мобильности

DOI: 10.35595/2414-9179-2022-2-28-146-159

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторах

А.А. Михайлова

Балтийский федеральный университет имени И. Канта, Институт геополитических и региональных исследований,
ул. А. Невского, д. 14, 236016, Калининград, Россия;
E-mail: tikhonova.1989@mail.ru

Д.В. Хвалей

Балтийский федеральный университет имени И. Канта, Магистратура,
ул. А. Невского, д. 14, 236016, Калининград, Россия;
E-mail: hvaley_gusev@mail.ru

А.С. Михайлов

Институт географии РАН, Лаборатория геополитических исследований,
Старомонетный переулок, д. 29, 119017, Москва, Россия;
E-mail: mikhailov.andrey@yahoo.com

Аннотация

Особенности экономико-географического положения приграничных регионов проявляются, с одной стороны, в их территориальной близости к иностранным рынкам, международным потокам ресурсов и инфраструктуре, а с другой, в расположении на периферии национальных пространств соседних государств. В связи с этим экономика приграничья, в сравнении с внутренними регионами, более тесно интегрирована в международную повестку и в большей степени зависима от проницаемости государственной границы. Важной составляющей конкурентного потенциала приграничных территорий является развитие транспортно-логистической системы, в том числе ее способности обеспечивать эффективность и устойчивость международных пассажирских и грузоперевозок. Глобальный курс на цифровизацию всех общественных отношений также оказал влияние на такую традиционную сферу хозяйственной деятельности как транспорт. Рост цифровой грамотности и доступности интернета, расширение разнообразия информационно-коммуникационных каналов и специализированных цифровых сервисов создали новые возможности для приграничных регионов соседних стран по развитию сотрудничества в отношении трансграничной мобильности населения и совместного управления данным процессом. Цифровая среда становится все более важной составляющей в поддержании транспортно-логистической связности приграничных территорий, а ее развитие сопровождается генерацией и накапливанием все большего объема цифровой информации о пользователях. В данной статье предложен подход к оценке географии интереса интернет-пользователей приграничного региона к трансграничному передвижению на основе анализа больших цифровых данных. На примере Калининградской области (эксклавной территории РФ) проанализирован уровень аттрактивности для интернет-пользователей транспортных маршрутов, включающих расположенные не далее 100 км от границы населенные пункты соседних стран — Польши и Литвы, в период с середины января до середины марта 2022 г. Источник данных — сервис Яндекс Wordstat. По результатам исследования поисковых запросов в отношении 194 городов польского и литовского ближнего приграничья были выделены два основных типа — конечные пункты маршрута и транспортные хабы с исходящей мобильностью в другие города и страны. Всего целенаправленный поиск пользователей из Калининградской области охватил 130 международных направлений. Сделан вывод о транспортной связности приграничных регионов Польши, Литвы и Калининградской области России, однако цифровизация данного процесса носит внесистемный характер.

Ключ. слова

потенциал трансграничной мобильности, цифровые данные, интернет, картография, аттрактивность транспортных маршрутов, трансграничные рутины, Калининградская область

Список литературы

  1. Бардаль А.Б., Сигитова М.А. Развитие транспортного обслуживания населения приграничного региона: Хабаровский край (Часть I). Вестник ТОГУ. 2018. Т. 1. № 48. С. 109–118.
  2. Бережная Л.Ю. Роль транспортной инфраструктуры в развитии приграничного региона. Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2021. Т. 4. С. 109–117. DOI: 10.21686/2413-2829-2021-4-109-117.
  3. Боброва В.В., Бережная Л.Ю. Механизм влияния транспортной инфраструктуры на социально-экономическое развитие приграничного региона. Экономика, предпринимательство и право. 2021. Т. 11. № 10. С. 2381–2398. DOI: 10.18334/epp.11.10.113740.
  4. Гуменюк И.С. Транспортная безопасность. Проблемы экономической безопасности регионов западного порубежья России. Под редакцией Г.М. Федорова. Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта. Калининград, 2019. С. 139–158.
  5. Гуменюк И.С., Волошенко К.Ю., Новикова А.А. Сценарное моделирование отдельных направлений обеспечения роста экономической эффективности регионального транспортного комплекса российского эксклава на Балтике. Балтийский регион. 2019. Т. 11. № 2. С. 51–72. DOI: 10.5922/2079-8555-2019-2-4.
  6. Гуменюк И.С., Студжиницки Т. Транспортные связи и перспективы их развития между приграничными воеводствами Республики Польши и Калининградской областью Российской Федерации. Балтийский регион. 2018. Т. 10. № 2. С. 114–132. DOI: 10.5922/2079-8555-2018-2-8.
  7. Зверев Ю.М. Внешние факторы и возможные сценарии развития Калининградской области. Факторы и стратегии регионального развития вменяющемся геополитическом и геоэкономическом контексте: матер. междунар. науч. конф. Под общ. ред. А.Г. Дружинина. Ростов-на-Дону, 2016. С. 230–235.
  8. Зотова М.В., Колосов В.А., Гриценко А.А., Себенцов А.Б., Карпенко М.С. Территориальные градиенты социально-экономического развития российского пограничья. Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2018a. № 5. С. 7–21. DOI: 10.1134/S2587556618050163.
  9. Зотова М.В., Колосов В.А., Себенцов А.Б. Барьерность и проницаемость границ. Российское пограничье: вызовы соседства. М.: Издательство ИП Матушкина И.И., 2018b. С. 86–108.
  10. Иванова Н. Цифровизация транспортного комплекса как важнейшее условие формирования современной транспортной инфраструктуры. Транспортное дело России. 2020. № 1. С. 71–75.
  11. Колосов В.А., Зотова М.В., Себенцов А.Б. Барьерная функция российских границ. Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2016. № 5. С. 8–20. DOI: 10.15356/0373-2444-2016-5-8-20.
  12. Кондратьева (Степанова) С.В. Факторы развития приграничного туризма на смежных территориях России и Финляндии. Псковский регионологический журнал. 2019. Т. 40. № 4. С. 106–114. DOI: 10.37490/S221979310011766-5.
  13. Лапенко М.В., Онучко М.Ю. От контактности к барьерности: российско-казахстанская граница и приграничное сотрудничество в условиях пандемии СOVID-19. Постсоветские исследования. 2021. Т. 4. № 7. С. 604–615. DOI: 10.24412/2618-7426-2021-7-604-614.
  14. Федоров Г.М. Калининградская дилемма: «коридор развития» или двойная периферия? Геополитический фактор развития российского эксклава на Балтике. Балтийский регион. 2010. № 2. С. 5–15. DOI: 10.5922/2074-9848-2010-2-1.
  15. Хмелева Г.А., Федоренко Р.В. Основные тенденции и факторы формирования конкурентных преимуществ приграничных регионов. Экономические отношения. 2021. Т. 11. № 2. С. 439–458. DOI: 10.18334/eo.11.2.112112.
  16. Bigo D. The socio-genesis of a guild of “digital technologies” justifying transnational interoperable databases in the name of security and border purposes: a reframing of the field of security professionals? International Journal of Migration and Border Studies. 2020. Vol. 6. No. 1–2. P. 74–92.
  17. Gössling S. ICT and transport behavior: A conceptual review. International Journal of Sustainable Transportation. 2017. Vol. 12. No. 3. P. 153–164. DOI: 10.1080/15568318.2017.1338318.
  18. Mikhaylov A.S. Cross-border clustering across the Baltic region: Relating smart specialization and cluster categories. In: Fedorov G., Druzhinin A., Golubeva E., Subetto D., Palmowski T. (Eds.) Baltic Region—The Region of Cooperation. Springer Proceedings in Earth and Environmental Sciences. Springer, Cham, 2020. P. 99–108. DOI: 10.1007/978-3-030-14519-4_11.
  19. Trauttmansdorff P., Felt U. Between infrastructural experimentation and collective imagination: the digital transformation of the EU border regime. Science, Technology & Human Values. 2021. DOI: 10.1177/01622439211057523.

Для цитирования: Михайлова А.А., Хвалей Д.В., Михайлов А.С. Геоинформационная оценка интереса интернет-пользователей приграничного региона к трансграничной мобильности. ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Географический факультет МГУ, 2022. Т. 28. Ч. 2. С. 146–159 DOI: 10.35595/2414-9179-2022-2-28-146-159

For citation: Mikhaylova A.A., Hvaley D.V., Mikhaylov A.S. Geoinformational assessment of the interest of internet users in the border region to cross-border mobility. InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: MSU, Faculty of Geography, 2022. V. 28. Part 2. P. 146–159. DOI: 10.35595/2414-9179-2022-2-28-146-159 (in Russian)