Использование БПЛА Geoscan 201 для съемки линейного объекта трассы Хива–Ургенч

DOI: 10.35595/2414-9179-2022-1-28-430-440

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторах

О.Г. Щукина

Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека, кафедра Геодезии и геоинформатики,
ул. Университетская, д. 4, 100174, Ташкент, Узбекистан;
E-mail: Olga.Shuka_53@mail.ru

А.С. Рузиев

Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека, кафедра Геодезии и геоинформатики,
ул. Университетская, д. 4, 100174, Ташкент, Узбекистан;
E-mail: azizjon.ruziev84@gmail.com

М.З. Эргашев

Государственный проектный научно-исследовательский институт инженерных изысканий в строительстве, геоинформатики и градостроительного кадастра — «O’zGASHKLITI»,
ул. Катартал, д. 38, 100096, Ташкент, Узбекистан;
E-mail: mansur.ergashev.1990@mail.ru

Аннотация

Целью данной работы является выполнение линейной аэрофотосъемки трассы Хива — Ургенч с использованием БПЛА Geoscan 210, по результатам которой будут созданы ортофотопланы в масштабе 1:1 000, необходимые для проектирования велосипедных и тротуарных дорожек вдоль данной трассы. Геодезисты отдела прикладной геодезии УзГАШКЛИТИ выполнили на данном объекте полевую планово-высотную привязку. Было определено 48 опорных точек. В качестве опорных точек выбирались характерные твердые контуры вдоль трассы. Привязка опорных точек выполнялась с исходных пунктов ГГС, с применением спутниковых приемников (SN 5242498595, 5243499034, 4827155394) в режиме RTK радиальным способом, методом калибровки на местности. Площадь покрытия составила 17,4 км². Аэрофотосъемка выполнялась на высоте 211 м беспилотным летательным аппаратом Geoscan 201 в масштабе 1:500 цифровой камерой DSC_RXIR с фокусным расстоянием 35 мм. Продольное перекрытие аэрофотоснимков составило 70 %, а поперечное — 50 %. На данном объекте было выполнено 4 аэромаршрута, базис фотографирования составил 42 м. Количество аэрофотоснимков на объекте составило 3 868 штук, а ширина покрытия аэрофотосъемки составила 300 м. Обработка беспилотной аэрофотосъемки и построение ортофотопланов на данную трассу Хива–Ургенч выполнялись в программном комплексе Agisoft Metashape. Снимки и их EXIF файлы были привязаны путем выполнения полевой обработки с помощью программы Geoscan Planner. Перед началом полевых работ приемник GNSS (Trimble R6) был установлен в известной точке на местности и запущен в статическом режиме (10 Гц). На борту самолета установлен приемник GNSS (Topcon), работающий в быстром статическом режиме (10 Гц). Данные GNSS на местности и на борту самолета уравновешиваются. Координаты центров снимков вычисляются по данным GNSS приемника базовой станции с помощью ПО MAGNET Tools. Затем данные импортируются в ПО Agisoft Metashape для автоматической обработки. При этом координаты центров снимков пересчитывались из системы WGS-84 в систему СК-42 (Пулково 1942), принятую в нашей стране. После этого выполнялся процесс оптимизации и выравнивания аэрофотоснимков. Затем, чтобы получить высокое качество изображения, ортофотопланы строились по карте высот, построенной на основе плотного облака точек. Результатом выполненной работы являются ортофотопланы на трассу Хива–Ургенч, по которым будет проектироваться расположение велосипедных и тротуарных дорожек.

Ключ. слова

цифровые методы, цифровые аэрокамеры, беспилотные летательные аппараты, ортофотоплан, пункты ГГС, спутниковые приемники

Список литературы

  1. Булавицкий В.Ф., Жукова Н.В. Фотограмметрия и дистанционное зондирование территории. Хабаровск: Издательство ТОГУ, 2016. 113 с.
  2. Зинченко О.Н. Беспилотный летательный аппарат: применение в целях аэрофотосъемки для картографирования. «Ракурс». Москва, 2011. 12 с.
  3. Кацарский И.С. О цифровой фотограмметрии и перспективах ее применения. Журнал Геопрофи, 2006. № 6. С. 4–8.
  4. Скубиев С.И. Использование беспилотных летательных аппаратов для целей картографии. Тезисы X Юбилейной международной научно-технической конференции «От снимка к карте: цифровые фотограмметрические технологии». Гаета, Италия, 2010. С. 38–39.
  5. Щукина О.Г. Цифровая фотограмметрия и дистанционное зондирование Земли. Ташкент: Университет, 2021. 159 с.
  6. Reulke R. Recent Progress in Digital Photogrammetric Stereo Cameras and Data Evaluation. 10th International Workshop on Theoretical Foundations of Computer Vision Dagstuhl Castle, 2000. V. 2032. P. 67–80. DOI: 10.1007/3-540-45134-X.
  7. Shukina O., Muborakov Kh., Ruziev A., Yakubov G., Ergashev M. Using Digital Photogrammetry to Create Large-Scale Topographic Maps and Plans in Uzbekistan. International Journal of Geoinformatics, February 2022. V. 18. No. 1. P. 37–42. DOI: 10.52939/ijg.v18i1.2103.

Для цитирования: Щукина О.Г., Рузиев А.С., Эргашев М.З. Использование БПЛА Geoscan 201 для съемки линейного объекта трассы Хива–Ургенч. ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Географический факультет МГУ, 2022. Т. 28. Ч. 1. С. 430–440 DOI: 10.35595/2414-9179-2022-1-28-430-440

For citation: Shukina O.G., Ruziev A.S., Ergashev M.Z. Use of UAV Geoscan 201 for surveying a linear object of the Khiva–Urgench highway. InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: MSU, Faculty of Geography, 2022. V. 28. Part 1. P. 430–440. DOI: 10.35595/2414-9179-2022-1-28-430-440 (in Russian)