Геоинформационное обеспечение школьного курса географии

DOI: 10.35595/2414-9179-2022-1-28-189-203

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторах

Е.А. Морозова

Пермский государственный национальный исследовательский университет,
Букирева, д. 15, 614068, Пермь, Россия;
E-mail: liza.mo230953@gmail.com

И.В. Брыжко

Пермский государственный национальный исследовательский университет,
Букирева, д. 15, 614068, Пермь, Россия;
E-mail: zemproekt@yandex.ru

Аннотация

Современный уровень развития информационных систем, внедрение технологий во все аспекты жизни и все ускоряющийся процесс цифровизации влияют и на школьное образование. Обучающиеся все сильнее замечают разрыв между классической формой подачи материала и возможностями современных информационных систем. Особенно остро, по нашему мнению, эта проблема касается изучения географии. Изучение географии традиционными методами не только неэффективно и отбивает у обучающихся интерес к обучению, но не соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Преподавание географии должно вестись с внедрением геоинформационных технологий. Исходя из этого тезиса, для решения озвученной нами проблемы предложено создание учебного пособия. В нашем демонстрационном пособии, опираясь на требования федерального государственного образовательного стандарта, были выделены 4 блока задач. Решение данных задач направлено на формирование у обучающихся умения формировать взаимосвязи и видеть зависимости, используя послойную организацию данных. Набор слоев для решения задач состоит из актуальных данных, необходимых для решения конкретного задания. Все задания печатаются на полупрозрачной бумаге, для того чтобы у обучающихся была возможность видеть предыдущие слои и анализировать их взаимосвязь, формулировать выводы о связи явлений. Также в пособии присутствует раздел с вопросами, направленными на помощь обучающимся в формулировании их мысли при написании ответа, и уже готовые шаблоны с примерными ответами для самопроверки и понимания общего принципа формирования ответа. В связи с эпидемиологическими ограничениями апробирование учебного пособия происходило в дистанционных условиях в одной из школ города Пермь.

Ключ. слова

геоинформационные технологии, географическое образование, учебно-методическое обеспечение, география

Список литературы

  1. Аникеева О.С., Лебедева И.В., Плетухина А.А. Проблемы и перспективы использования геоинформационных технологий в образовательном процессе. Проблемы современного педагогического образования, 2018. № 60-3. С. 18–22.
  2. Капустин В.Г. ГИС-технологии как инновационное средство развития географического образования в России. Педагогическое образование, 2009. № 3. С. 68–76.
  3. Морозова Е.А. Внедрение ГИС-технологий в школьный курс географии (на примере создания дидактического материала). Географическое изучение территориальных систем: Сборник материалов XIII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Под редакцией М.Б. Ивановой. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2020. С. 184-186.
  4. Сергеева М.А., Воронина М.В., Раскладкина М.К. Доступный космос: геоинформационные технологии для школьников. Мир новой экономики, 2020. Т. 14. № 1. С. 6–14. DOI: 10.26794/2220-6469-2020-14-1-6-14.
  5. Татаринцев А.И. Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического вуза. Теория и практика образования в современном мире: материалы I Междунар. науч. конф. Т. 2. СПб.: Реноме, 2012. С. 367–370.
  6. Уленгов Р.А. Проблемы и перспективы применения геоинформационных систем в школьной географии в условиях внедрения новых образовательных стандартов. Современные проблемы науки и образования, 2017. № 3. Электронный ресурс: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26518 (дата обращения 20.03.2022).
  7. Шумарова В.А. Анализ опыта учителей географии по использованию ГИС. Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. М.: Издательство «Перо», 2020. С. 376–379.

Для цитирования: Морозова Е.А., Брыжко И.В. Геоинформационное обеспечение школьного курса географии. ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Географический факультет МГУ, 2022. Т. 28. Ч. 1. С. 189–203 DOI: 10.35595/2414-9179-2022-1-28-189-203

For citation: Morozova E.A., Bryzhko I.V. Geoinformation support of the school course of geography. InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: MSU, Faculty of Geography, 2022. V. 28. Part 1. P. 189–203. DOI: 10.35595/2414-9179-2022-1-28-189-203 (in Russian)