Оценка экологических эффектов дорожного строительства в Москве: микрогеографический анализ

DOI: 10.35595/2414-9179-2022-1-28-115-128

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторах

В.Р. Битюкова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Географический факультет,
Ленинские горы, д. 1, 119991, Москва, Россия;
E-mail: v.r.bityukova@geogr.msu.ru

Н.А. Мозгунов

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Географический факультет,
Ленинские горы, д. 1, 119991, Москва, Россия;
E-mail: mozgunoff@list.ru

Г. Гапизжанулы

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Географический факультет,
Ленинские горы, д. 1, 119991, Москва, Россия;
E-mail: g.g_99@mail.ru

Аннотация

В статье рассматривается изменение объемов эмиссии от автотранспорта по нескольким улицам (новым и старым) в муниципальном районе Очаково-Матвеевское г. Москвы. Метод крупномасштабной оценки включил 3 этапа: натурные наблюдения за интенсивностью и структурой транспортного потока на выбранных улицах, расчет объемов выбросов и плотности загрязнения атмосферы в ареалах рассеяния выбросов. Выявлены сдвиги в факторах, определяющих пространственную специфику распространения загрязнения от автотранспорта. Определяющей характеристикой является транспортно-планировочная структура на уровне города, округа, района. Решение транспортной проблемы через трансформацию улично-дорожной сети усложняет применение инновационных приемов в решении проблемы загрязнения атмосферы в Москве. Позитивные изменения в динамике загрязнения, связанного с дорожным движением возможны в рамках постиндустриальных тенденций развития различных многофакторных подходов для разных районов города. Доказано, что строительство новых магистралей улучшает характер движения, снижает интенсивность заторов, но одновременно создает новые ареалы загрязнения. Снижение выбросов достигается только для легких грузовиков на бензине и тяжелых грузовиков на дизеле. Основным трендом последних лет стало усиление равномерности загрязнения от автотранспорта. Программы строительства нового жилья и масштабные проекты трансформации районов Москвы приводят к увеличению связности города и одновременно к выравниванию плотности автотранспортного загрязнения. Административные решения по сокращению интенсивности движения транспорта в центральных районах города и строительства новых дорог в периферийных районах города способствуют также сокращению территориальной дифференциации загрязнения, что является признаком постиндустриального этапа развития города.

Ключ. слова

Москва, автотранспорт, транспортные сети, эмиссия, экология города, ареалы загрязнения, транспортное моделирование

Список литературы

  1. Битюкова В.Р., Касимов Н.С., Власов Д.В. Экологические портреты российских городов. Экология и промышленность России, 2011. № 4. С. 6–18.
  2. Abilov A.Zh., Anzorova M.A., Bityukova V.R., Makhrova A.G., Khojikov A.A., Yaskevich V.V. Planning structure as a road traffic pollution differentiation factor: a case study of Nur-Sultan. Geography, Environment, Sustainability, 2021. V. 14. No. 3. P. 6–13.
  3. Bitykova V., Mozgunov N. Spatial features transformation of emission from motor vehicles in Moscow. Geography, Environment, Sustainability, 2019. V. 12. No. 4. P. 57–73.
  4. Borrego C., Tchepel O., Salmim L., Amorim J.H., Costa A.M., Janko J. Integrated modeling of road traffic emissions: application to Lisbon air quality management. Cybernetics and Systems, 2004. V. 35. P. 535–548. DOI: 10.1080/0196972049051904.
  5. Chavez-Baeza C., Sheinbaum-Pardo C. Sustainable passenger road transport scenarios to reduce fuel consumption, air pollutants and GHG (greenhouse gas) emissions in the Mexico City Metropolitan Area. Energy, 2014. V. 66. P. 624–634. DOI: 10.1016/j.energy.2013.12.047.
  6. Chien Y.-C., Hu W.-H. Low-carbon and sustainable urban bike lane labelling system—a case study of Taichung. Presented at the IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 2020. 9 p. DOI: 10.1088/1755-1315/581/1/012035.
  7. Colvile R.N., Kaur S., Britter R., Robins A., Bell M.C., Shallcross D., Belcher S.E. Sustainable development of urban transport systems and human exposure to air pollution. Science of the Total Environment, 2004. V. 334–335. P. 481–487. DOI: 10.1016/j.scitotenv.2004.04.052.
  8. Deak G., Raischi N., Matei M., Boboc M., Cornateanu G., Raischi M., Matei S., Yusuf S.Y. Meteorological parameters and air pollution in urban environments in the context of sustainable development. Presented at the IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 2020. 8 p. DOI: 10.1088/1755-1315/616/1/012003.
  9. Gis W., Gis M., Wisniowski P., Taubert Sl. Initial assessment of the legitimacy of limiting the maximum permissible speed on highways and motorways based on tests in real traffic conditions. Presented at the IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 2021. 9 p. DOI: 10.1088/1755-1315/642/1/012016.
  10. Jacyna M., Wasiak M., Lewczuk K., Karoń G. Noise and environmental pollution from transport: decisive problems in developing ecologically efficient transport systems. Journal of Vibroengineering, 2017. V. 19. P. 5639–5655. DOI: 10.21595/jve.2017.19371.
  11. Janarthanan R., Partheeban P., Somasundaram K., Navin Elamparithi P. A deep learning approach for prediction of air quality index in a metropolitan city. Sustainable Cities and Society, 2021. V. 67. DOI: 10.1016/j.scs.2021.102720.
  12. Morillas J.M.B., Gozalo G.R., González D.M., Moraga P.A., Vílchez-Gómez R. Noise pollution and urban planning. Current Pollution Reports, 2018. V. 4. P. 208–219. DOI: 10.1007/s40726-018-0095-7.
  13. Mueller N., Rojas-Rueda D., Khreis H., Cirach M., Andrés D., Ballester J., Bartoll X., Daher C., Deluca A., Echave C., Milà C., Márquez S., Palou J., Pérez K., Tonne C., Stevenson M., Rueda S., Nieuwenhuijsen M. Changing the urban design of cities for health: the superblock model. Environment International, 2020. V. 134. 13 p. DOI: 10.1016/j.envint.2019.105132.
  14. Parsaev E.V., Malyugin P.N. Teterina I.A. Metodology for the calculation of emissions for non-stationary transport flow. The Russian Automobile and Highway Industry Journal, 2018. V. 15. No. 5. P. 686–697.
  15. Petrovska N., Stevanovic A. Traffic congestion analysis visualisation tool. Presented at the IEEE Conference on Intelligent Transportation Systems, Proceedings, ITSC, 2015. P. 1489–1494. DOI: 10.1109/ITSC.2015.243.
  16. Phung P.T.K., Thi N.T., Cuc V.T.K. A study on urban traffic congestion using simulation approach. Presented at the Proceedings of 2020 5th International Conference on Green Technology and Sustainable Development, GTSD, 2020. P. 555–561. DOI: 10.1109/GTSD50082.2020.9303130.
  17. Rafael S., Vicente B., Rodrigues V., Miranda A.I., Borrego C., Lopes M. Impacts of green infrastructures on aerodynamic flow and air quality in Porto’s urban area. Atmospheric Environment, 2018. V. 190. P. 317–330. DOI: 10.1016/j.atmosenv.2018.07.044.
  18. Rodrigue J.-P. The geography of transport systems. New York: Routledge, 2017. 440 p.
  19. Sam R. Assessment and characterization of air pollution due to vehicular emission considering the aqi and los of various roadways in Kolkata. Lecture Notes in Civil Engineering, 2021. V. 93. P. 199–208. DOI: 10.1007/978-981-15-6887-9_23.
  20. Santos G., Behrendt H., Teytelboym A. Part II: Policy instruments for sustainable road transport. Research in Transportation Economics, 2010. V. 28. P. 46–91. DOI: 10.1016/j.retrec.2010.03.002.
  21. Silva C.B.P.D., Saldiva P.H.N., Amato-Lourenço L.F., Rodrigues-Silva F., Miraglia S.G.E.K. Evaluation of the air quality benefits of the subway system in São Paulo, Brazil. Journal of Environmental Management, 2012. V. 101. P. 191–196. DOI: 10.1016/j.jenvman.2012.02.009.
  22. Wang Q., Sun H. Traffic structure optimization in historic districts based on green transportation and sustainable development concept. Advances in Civil Engineering, 2019. V. 2019. 18 p. DOI: 10.1155/2019/9196263.
  23. Zhou S., Ng S.T., Yang Y., Xu J.F. Integrating computer vision and traffic modeling for near-real-time signal timing optimization of multiple intersections. Sustainable Cities and Society, 2021. V. 68. DOI: 10.1016/j.scs.2021.102775.

Для цитирования: Битюкова В.Р., Мозгунов Н.А., Гапизжанулы Г. Оценка экологических эффектов дорожного строительства в Москве: микрогеографический анализ. ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Географический факультет МГУ, 2022. Т. 28. Ч. 1. С. 115–128 DOI: 10.35595/2414-9179-2022-1-28-115-128

For citation: Bityukova V.R., Mozgunov N.A., Gapizzhanuly G. Assessment of environmental effects of road construction in Moscow: microgeographic analysis. InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: MSU, Faculty of Geography, 2022. V. 28. Part 1. P. 115–128. DOI: 10.35595/2414-9179-2022-1-28-115-128 (in Russian)