Реализация крупных инфраструктурных проектов на территории, прилегающей к акватории Северного морского пути, в контексте климатических изменений

DOI: 10.35595/2414-9179-2022-1-28-91-104

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторах

С.В. Бадина

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Географический факультет, НИЛ геоэкологии Севера,
Ленинские горы, д. 1, 119991, Москва, Россия;

ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», лаборатория Региональной политики и региональных инвестиционных процессов,
Стремянный пер., 36, 117997, Москва, Россия;

E-mail: bad412@yandex.ru

А.А. Панкратов

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Экономический факультет, Кафедра макроэкономической политики и стратегического управления,
Ленинские горы, дом 1, строение 46, 119991, Москва, Россия;
E-mail: pankratov_aleksey_ml@mail.ru

Аннотация

В статье представлен анализ перспектив инфраструктурного обеспечения крупных инвестиционных проектов добывающей промышленности на территории, прилегающей к акватории Северного морского пути (тех проектов, которые должны в долгосрочной перспективе обеспечить его грузовую базу). Произведена стоимостная оценка транспортной инфраструктуры, которая должна появиться до 2030 г. Ее общая стоимость, согласно расчетам, составляет порядка 0,5 трлн рублей в ценах 2021 г. Из них порядка 370 млрд рублей придется на территорию Ямало-Ненецкого автономного округа, 160 млрд рублей — на Красноярский край. Были проанализированы следующие ключевые инфраструктурные проекты: строительство терминала сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата «Утренний» в порту Сабетта, строительство железнодорожного Северного широтного хода и подходов к нему, строительство железнодорожной линии «Бованенково-Сабетта», строительство нефтяного и угольного терминалов в морском порту Диксон, реконструкция морских портов Тикси и Певек. Полученные результаты необходимы для прогнозирования ущербов от природных опасностей, вызванных климатическими изменениями. В ходе исследования проанализированы тренды строительной отрасли, динамики инвестиций в основной капитал и основных фондов (в первую очередь по виду деятельности «Транспортировка и хранение») на территории ключевого региона, формирующего грузовую базу Северного морского пути, — Ямало-Ненецкого автономного округа. Анализ показал, что интенсивная динамика, характерная для основных фондов рассматриваемой территории, не позволяет опираться в прогнозах потенциальных ущербов от климатических изменений на данные текущего учета, а требует оценки стоимости основных фондов к середине XXI века.

Ключ. слова

Северный морской путь, Арктическая зона Российской Федерации, инвестиционный проект, транспортная инфраструктура, климатические изменения, деградация многолетней мерзлоты

Список литературы

  1. Аналитический обзор «Комплексный план: полтора года реализации». InfraOne Research. Москва, 2020. — 58 с.
  2. Анисимов О.А., Кокорев В.А. Климат в арктической зоне России: анализ современных изменений и модельные проекции на XXI век. Вестник Московского университета. Серия 5: География, 2016. № 1. С. 61–69.
  3. Григорьев М.Н. Инвестиционные проекты и транспортная инфраструктура Арктической зоны Российской Федерации. Научные труды Вольного экономического общества России, 2021. Т. 228. С. 265–282.
  4. Кислов А.В., Гребенец В.И., Евстигнеев В.М., Конищев В.Н., Сидорова М.В., Суркова Г.В., Тумель Н.В. Последствия возможного потепления климата в XXI веке на севере Евразии. Вестник Московского университета. Серия 5: География, 2011. № 3. С. 3–8.
  5. Кузнецова О.В., Кузнецов А.В. Системная диагностика экономики региона. М.: ЛЕНАНД, 2019. — 232 с.
  6. Михайличенко Д. Трансполярный морской путь: неопределенность или неизбежность? GoArctic, 2020. URL: https://goarctic.ru/work/transpolyarnyy-morskoy-put-neopredelennostili-neizbezhnost/ (дата обращения: 22.02.2022).
  7. Морские порты. Информационно-аналитический журнал Ассоциации морских торговых портов, 2020. No 2 (183). URL: http://www.morvesti.ru/publication/mp-02-2020.pdf (дата обращения: 22.02.2022).
  8. Огородов С.А., Шабанова Н.Н., Кессель А.С. Баранская А.В., Разумов С.О. Изменение гидрометеорологического потенциала термоабразии берегов морей Российской Арктики. Вестник Московского университета. Серия 5: География, 2022. № 1. С. 26–42.
  9. Пилясов А.Н., Путилова Е.С. Новые проекты освоения российской Арктики: пространство значимо! Арктика и Север, 2020. № 38. С. 20–42.
  10. Порфирьев Б.Н., Елисеев Д.О., Стрелецкий Д.А. Экономическая оценка последствий деградации вечной мерзлоты для жилищного сектора Российской Арктики. Вестник Российской Академии Наук, 2021. Том 91 (2). С. 105–114.
  11. Северный морской путь: история, регионы, проекты, флот и топливообеспечение. Москва: Сколково, 2020. — 105 с. URL: https://energy.skolkovo.ru/downloads/documents/SEneC/Research/SKOLKOVO_EneC_RU_Arctic_Vol3.pdf (дата обращения: 22.02.2022).
  12. Северный морской путь. Итоги 2020 года. Администрация СМП, ООО «Гекон». Москва, 2021. — 24 с. URL: https://arctic.gov.ru/wp-content/uploads/2021/02/2020.pdf (дата обращения: 22.02.2022).
  13. AMAP, 2017. Snow, Water, Ice and Permafrost in the Arctic (SWIPA) 2017. Arctic Monitoring and Assessment Programme (AMAP), Oslo, Norway, 2017. 269 p.
  14. Badina S.V. Estimation of the value of buildings and structures in the context of permafrost degradation: The case of the Russian Arctic. Polar Science, 2021. V. 29: 100730. DOI: 10.1016/j.polar.2021.100730.
  15. Badina S.V. Prediction of socioeconomic risks in the cryolithic zone of the Russian Arctic in the context of upcoming climate changes. Studies on Russian Economic Development, 2020. V. 31. No. 4. P. 396–403. DOI: 10.1134/S1075700720040036.
  16. Badina S.V., Pankratov A.A. The value of buildings and structures for permafrost damage prediction: The case of eastern Russian Arctic. Geography, Environment, Sustainability. 2021. V. 14. No. 4. P. 83–92. DOI: 10.24057/2071-9388-2021-058.
  17. Melnikov V.P., Osipov V.I., Brouchkov A.V., Falaleeva A.A., Badina S.V., Zheleznyak M.N., Sadurtdinov M.R., Ostrakov N.A., Drozdov D.S., Osokin A.B., Sergeev D.O., Dubrovin V.A., Fedorov R.Yu. Climate warming and permafrost thaw in the Russian Arctic: potential economic impacts on public infrastructure by 2050. Natural Hazards, 2022. DOI: 10.1007/s11069-021-05179-6.
  18. Streletskiy D.A., Anisimov O.A., Vasiliev A.A. Permafrost degradation. Snow and ice- related hazards, risks, and disasters. Haeberli W., Whiteman C. (Eds.). Elsevier, 2014. P. 303–344.
  19. Streletskiy D.A., Suter L.J., Shiklomanov N.I., Porfiriev B.N., Eliseev D.O. Assessment of climate change impacts on buildings, structures and infrastructure in the Russian regions on permafrost. Environmental Research Letters, 2019. 14 (2), 025003.

Для цитирования: Бадина С.В., Панкратов А.А. Реализация крупных инфраструктурных проектов на территории, прилегающей к акватории Северного морского пути, в контексте климатических изменений. ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Географический факультет МГУ, 2022. Т. 28. Ч. 1. С. 91–104 DOI: 10.35595/2414-9179-2022-1-28-91-104

For citation: Badina S.V., Pankratov A.A. Implementation of large investment projects in the Northern sea route coastal territory in the context of climate changes. InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: MSU, Faculty of Geography, 2022. V. 28. Part 1. P. 91–104. DOI: 10.35595/2414-9179-2022-1-28-91-104 (in Russian)