Посмотреть или загрузить статью (Rus)
Об авторах
Т.К. Щербакова
355000, Россия, Ставрополь, ул. Пушкина, 1;
E-mail: scherbakovatk@mail.ru
И.П. Супрунчук
355000, Россия, Ставрополь, ул. Пушкина, 1;
E-mail: ilia_suprunchuk@mail.ru
Аннотация
В статье представлены возможности использования геоинформационных технологий как инструмента оценки системы образования. Школьное географическое образование обладает рядом специфических черт и проблем, которые сложно или невозможно изучить с помощью официальной статистики. Решением является использование данных, собираемых в ходе крупных географических олимпиад — таких как Олимпиада СКФУ «45 параллель» по географии.
Для обработки и интерпретации получаемых данных предложена концептуальная схема геоинформационной системы. Использование ГИС может идти по нескольким направлениям — сбор, обработка, представление картографических моделейконкретизация, а также прогнозы при решении образовательных задач в области географического образования региона.
С помощью использования ГИС-технологий получены качественные выводысостоянии школьного географического образования в Ставропольском крае. География участия территорий в динамике показывает базовый уровень интереса школьниковгеографии, а также квалификации и вовлеченности педагогических работников. Анализ территориального распределения победителей и призеров, а также специфики подготовки по отдельным блокам географических знаний выявил наиболее развитые территории. Главный фактор их функционирования агломерационный эффект. Самый высокий уровень школьного географического образования наблюдается в больших городахурбанизированных районах края.
Обратная сторона — самый низкий уровень географических знаний в сельских периферийных районах края. На основе всего массива данных проведена типология территорий по уровню развития географического образования. Выделено 5 типов, для каждого из которых может быть предложена своя система развития школьного географического образования.
Ключ. слова
Список литературы
- Беляева М.В., Дятлова А.Н. Место географического образования на первой ступени общего образования. Сборник статей XVI Международной научно-практической конференции. 2019. С. 113–122.
- Екименко С.С. Об олимпиаде школьников «Моя планета». Сборник статей Международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические аспекты личности и межличностных отношений». Уфа: Омега сайнс, 2018. 210 с.
- Екименко С.С. Олимпиады как основа портфолио выпускника школы. Сборник статей Международной научно-практической конференции «Научно-технический прогресс: социальные, технические и общественные факторы». М.: Импульс, 2018. 222 с.
- Ермоленко Е.Е. Пространственная структура конкурентной среды города (на примере учреждений среднего общего образования Читы). Чита: Издательство ЗабГУ, 2014. 257 с.
- Катровский А.П. Высшая школа как фактор инновационного регионального развития России. Социально-экономическая география. Вестник Ассоциации российских географов-обществоведов. 2016. № 5. С. 248–254.
- Катровский А.П., Яськова Т.И. География высшей школы регионов России. Смоленск: Изд-во Смоленского государственного университета, 2020. 322 с.
- Краснова М.П. Роль геотурниров в непрерывном географическом образовании. Трешниковские чтения 2016. Фундаментальные прикладные проблемы поверхностных вод суши. материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 169–170.
- Лысенко А.В., Супрунчук И.П., Чихичин В.В. Открытая олимпиада Северо-Кавказского федерального университета для школьников «45 параллель» по географии: история и современность. География и экология в школе XXI века. 2019. № 9. С. 54–70
- Осолодкина А.Ф. Географическое образование как современная педагогическая категория. Вестник научных конференций. 2020. № 10–4 (62). С. 112–114.
- Телепенко Ю.А. Реализация географического образования при переходе на ФГОС основного общего образования. Наука и образование в XXI веке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2014. С. 142–143.
- Черкасов А.А., Чернова И.В., Сопнев Н.В. Геоинформационно-картографическое моделирование расселения народов в России. ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. М.: Издательство Московского университета, 2019. Т. 25. Ч. 1. С. 298–307. DOI: 10.24057/2414-9179-2016-1-22-42-49.
- Шахарьянц Е.В. ЕГЭ как форма оценки учебных достижений. Сборник материалов IV Международной студенческой научно-практической конференции «Интеллектуальный потенциал XXI века: Ступени познания». Новосибирск: Издательство «НГТУ». 2010.
- Шульгина О.В. Роль информационно-коммуникационных технологий в развитии географии и в модернизации географического образования. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2015. № 1 (31). С. 85–91.
- Щербакова Т.К. Структурно-функциональная модель содержания профессиональной деятельности учителя (на примере учителя географии). Дис. … докт. пед. н. М., 2005. 394 с.
- Щербакова Т.К. Территориальная структура подготовки учителя географии на Северном Кавказе. Вестник СГУ. Вып. 40. 2005. С. 85–90.
Для цитирования: Щербакова Т.К., Супрунчук И.П. Использование ГИС-технологий для оценки уровня географического образования региона (на примере олимпиады СКФУ «45 параллель»). ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Географический факультет МГУ, 2021. Т. 27. Ч. 2. С. 176–190 DOI: 10.35595/2414-9179-2021-2-27-176-190
For citation: Shcherbakova T.К., Suprunchuk I.P. The use of GIS technologies to assess the level of geographical education in the region (on the example of the NCFU olympiad “45 parallel”). InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: MSU, Faculty of Geography, 2021. V. 27. Part 2. P. 176–190. DOI: 10.35595/2414-9179-2021-2-27-176-190 (in Russian)