Посмотреть или загрузить статью (Rus)
Об авторах
Д.А. Вольхин
пр-т Академика Вернадского, д. 4, 295007, Симферополь, Россия;
E-mail: lomden@mail.ru
И.Н. Воронин
пр-т Академика Вернадского, д. 4, 295007, Симферополь, Россия;
E-mail: voronin.igor45@gmail.com
Н.А. Собокарь
пр-т Академика Вернадского, д. 4, 295007, Симферополь, Россия;
E-mail: nickgreen721@yandex.ru
Аннотация
В работе дана характеристика географических подходов изучения средств массовой информации (СМИ). Определены и описаны основные направления картографирования медиасферы: карты развития телекоммуникационной инфраструктуры, карты деятельности СМИ, карты обеспеченности населения и доступности продуктов СМИ, картографические технологии в деятельности СМИ, картографирование массовой информации и больших данных.
Рассматривается сущность понятия «географический рынок СМИ». Исследовательский интерес данной работы сфокусирован на картографировании традиционных СМИ, а именно региональных газетных изданиях и телевизионных каналах.
Охарактеризована и апробированы на примере Крыма методика картографирования и географической сегментации регионального рынка газетных и телевизионных СМИ. Представлены картографические произведения, отражающие территориальную дифференциацию выпуска местных газет и их реализации, уровень развития инфраструктуры цифрового телевизионного вещания и характер локализации и масштабов деятельности местного телевидения в Крыму. Дана характеристика сегмента национальных и религиозных СМИ, которые являются важным элементом общественного развития полиэтноконфессионального крымского региона.
Выполнено географическое сегментирование рынка печатных и телевизионных СМИ Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Выявлены главные медиацентры, акцепторно-креативные и акцепторные территории.
Использование картографического метода позволило определить тип территориальной структуры географического рынка СМИ Крыма. Сделан вывод, что эта сфера деятельности в регионе развивается по модели «центр–периферия», которая усложняется расколом в уровне развития телекоммуникаций в направлении «город–село». Несмотря на достаточно разветвленную сеть предприятий медиасферы в Крыму ряд городов и районов не реализуют имеющийся на их территории потенциал для создания местных СМИ.
Ключ. слова
Список литературы
- Бабурин В.Л., Земцов С.П. Инновационный потенциал регионов России. Москва: КДУ, Университетская книга, 2017. 358 с.
- Багров Н.В. География в информационном мире. К.: Лыбидь, 2005. 184 с.
- Берлянт А.М. Картография и телекоммуникация. Москва, 1998. 76 с.
- Волкова И.С., Крылов Л.В., Юдова О.А. Телевизионная картография: к вопросу о проблемах визуализации городского пространства. Геопоиск-2016. Материалы I Всероссийского конгресса молодых ученых-географов. 2016. С. 103–106.
- Вольхин Д.А. Связь и телекоммуникации. Электронный ресурс: https://atlascrimea.ru/all/razdel-5/5-18-svyaz-i-telekommunikacii/ (дата обращения 29.03.2021).
- Воронин И.Н. География Интернета — новое направление социально-географических исследований. Ученые записки ТНУ им. В.И. Вернадского. Серия: География. 2010. Т. 23 (62). № 1. С. 115–117.
- Грибок М.В. Видеоинфографика для устойчивого развития (на примере проекта ВГТРК «Россия в цифрах»). ИнтерКарто. ИнтерГИС. 2016. № 1. С. 198–206.
- Егорова Л.Г. Трансформация медиаполя Республики Крым в новых социо-политических условиях. Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Филологические науки. 2019. Т. 5 (71). № 1. С. 25–41.
- Егорова Л.Г., Чумичёва М.А. Пространство печатных СМИ Крыма: концепция презентации. Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия: Филология. Социальные коммуникации. 2013. Т. 26 (65). № 3. С. 110–119.
- Кастельс М. Власть коммуникации. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. 564 с.
- Козаченко Т.И., Онищенко М.Г. Методологические основы картографирования телекоммуникаций. География и природ. ресурсы. 2007. № 2. С. 26–33.
- Нагирная А.В. География Интернета и вопросы информационной безопасности.Геополитика и экогеодинамика регионов. 2018. Т. 4 (14). № 4. С. 44–52.
- Национальный атлас России: в 4 т. Т. 3. Население. М.: Роскартография, 2008. 495 с.
- Первых Д.К. Особенности развития крымских СМИ в условиях интеграции в медиапространство России. Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Филологические науки. 2019. Т. 5 (71). № 4. С. 265–285.
- Перфильев Ю.Ю. Пространственное распространение сети Интернет в России как процесс диффузии инноваций. Вестник Московского университета. Серия. 5. География. 2003. № 2. С. 30–36.
- Прохорова Е.А. Социально-экономические карты. М.: КДУ, 2010. 424 с.
- Радамс С.К. Методика создания телевизионных картографических анимаций для информационно-аналитических программ телевидения. Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. 2017. № 1. С. 81–87.
- Adams P.C. Geographies of Media and Communication: Acritical Introduction. L. Wiley. Blackwell, 2009. 264 p.
- Dodge M., Kitchin R. Mapping Cyberspace. London: Routledge, 2001. 260 p.
- Geographies of Communication: The Spatial Turn in Media Studies. Edited by J. Falkheimer, A. Jansson. Göteborg: Nordicom, 2006. 316 p.
- Green E. Mapping the “Geography” of the Internet. Электронный ресурс: https://www.theatlantic.com/technology/archive/2013/09/mapping-the-geography-of-theinternet/279434 (дата обращения 20.02.2021).
- Jacobs F. Maps show how CNN lost America to Fox News. Электронный ресурс: https://bigthink.com/strange-maps/cnn-fox-news?rebelltitem=1#rebelltitem1 (дата обращения 24.03.2021).
- Leetaru K.H. Culturomics 2.0: Forecasting large-scale human behavior using global news media tone in time and space. Электронный ресурс: https://firstmonday.org/article/view/3663/3040 (дата обращения 28.03.2021).
- Leetaru K.H. Mapping Libraries: Creating Real-time Maps of Global Information. Электронный ресурс: https://blogs.loc.gov/thesignal/2015/07/mapping-libraries-creating-real-time-maps-of-global-information/?loclr=eadpb (дата обращения 28.03.2021).
- Warf B. Global Geographies of the Internet. Springer Science & Business Media. 2011. 166 p.
Для цитирования: Вольхин Д.А., Воронин И.Н., Собокарь Н.А. Опыт картографирования Крымского регионального рынка СМИ. ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Географический факультет МГУ, 2021. Т. 27. Ч. 2. С. 52–66 DOI: 10.35595/2414-9179-2021-2-27-52-66
For citation: Volkhin D.A., Voronin D.A., Sobokar N.S. Experience of mapping the Crimean regional media market. InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: MSU, Faculty of Geography, 2021. V. 27. Part 2. P. 52–66. DOI: 10.35595/2414-9179-2021-2-27-52-66 (in Russian)