Опыт картографирования Крымского регионального рынка СМИ

DOI: 10.35595/2414-9179-2021-2-27-52-66

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторах

Д.А. Вольхин

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Факультет географии, геоэкологии и туризма,
пр-т Академика Вернадского, д. 4, 295007, Симферополь, Россия;
E-mail: lomden@mail.ru

И.Н. Воронин

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Факультет географии, геоэкологии и туризма,
пр-т Академика Вернадского, д. 4, 295007, Симферополь, Россия;
E-mail: voronin.igor45@gmail.com

Н.А. Собокарь

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Факультет географии, геоэкологии и туризма,
пр-т Академика Вернадского, д. 4, 295007, Симферополь, Россия;
E-mail: nickgreen721@yandex.ru

Аннотация

В работе дана характеристика географических подходов изучения средств массовой информации (СМИ). Определены и описаны основные направления картографирования медиасферы: карты развития телекоммуникационной инфраструктуры, карты деятельности СМИ, карты обеспеченности населения и доступности продуктов СМИ, картографические технологии в деятельности СМИ, картографирование массовой информации и больших данных.

Рассматривается сущность понятия «географический рынок СМИ». Исследовательский интерес данной работы сфокусирован на картографировании традиционных СМИ, а именно региональных газетных изданиях и телевизионных каналах.

Охарактеризована и апробированы на примере Крыма методика картографирования и географической сегментации регионального рынка газетных и телевизионных СМИ. Представлены картографические произведения, отражающие территориальную дифференциацию выпуска местных газет и их реализации, уровень развития инфраструктуры цифрового телевизионного вещания и характер локализации и масштабов деятельности местного телевидения в Крыму. Дана характеристика сегмента национальных и религиозных СМИ, которые являются важным элементом общественного развития полиэтноконфессионального крымского региона.

Выполнено географическое сегментирование рынка печатных и телевизионных СМИ Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Выявлены главные медиацентры, акцепторно-креативные и акцепторные территории.

Использование картографического метода позволило определить тип территориальной структуры географического рынка СМИ Крыма. Сделан вывод, что эта сфера деятельности в регионе развивается по модели «центр–периферия», которая усложняется расколом в уровне развития телекоммуникаций в направлении «город–село». Несмотря на достаточно разветвленную сеть предприятий медиасферы в Крыму ряд городов и районов не реализуют имеющийся на их территории потенциал для создания местных СМИ.

Ключ. слова

картография, региональный рынок СМИ, газетные издания, телевидение, Крым

Список литературы

  1. Бабурин В.Л., Земцов С.П. Инновационный потенциал регионов России. Москва: КДУ, Университетская книга, 2017. 358 с.
  2. Багров Н.В. География в информационном мире. К.: Лыбидь, 2005. 184 с.
  3. Берлянт А.М. Картография и телекоммуникация. Москва, 1998. 76 с.
  4. Волкова И.С., Крылов Л.В., Юдова О.А. Телевизионная картография: к вопросу о проблемах визуализации городского пространства. Геопоиск-2016. Материалы I Всероссийского конгресса молодых ученых-географов. 2016. С. 103–106.
  5. Вольхин Д.А. Связь и телекоммуникации. Электронный ресурс: https://atlascrimea.ru/all/razdel-5/5-18-svyaz-i-telekommunikacii/ (дата обращения 29.03.2021).
  6. Воронин И.Н. География Интернета — новое направление социально-географических исследований. Ученые записки ТНУ им. В.И. Вернадского. Серия: География. 2010. Т. 23 (62). № 1. С. 115–117.
  7. Грибок М.В. Видеоинфографика для устойчивого развития (на примере проекта ВГТРК «Россия в цифрах»). ИнтерКарто. ИнтерГИС. 2016. № 1. С. 198–206.
  8. Егорова Л.Г. Трансформация медиаполя Республики Крым в новых социо-политических условиях. Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Филологические науки. 2019. Т. 5 (71). № 1. С. 25–41.
  9. Егорова Л.Г., Чумичёва М.А. Пространство печатных СМИ Крыма: концепция презентации. Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия: Филология. Социальные коммуникации. 2013. Т. 26 (65). № 3. С. 110–119.
  10. Кастельс М. Власть коммуникации. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. 564 с.
  11. Козаченко Т.И., Онищенко М.Г. Методологические основы картографирования телекоммуникаций. География и природ. ресурсы. 2007. № 2. С. 26–33.
  12. Нагирная А.В. География Интернета и вопросы информационной безопасности.Геополитика и экогеодинамика регионов. 2018. Т. 4 (14). № 4. С. 44–52.
  13. Национальный атлас России: в 4 т. Т. 3. Население. М.: Роскартография, 2008. 495 с.
  14. Первых Д.К. Особенности развития крымских СМИ в условиях интеграции в медиапространство России. Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Филологические науки. 2019. Т. 5 (71). № 4. С. 265–285.
  15. Перфильев Ю.Ю. Пространственное распространение сети Интернет в России как процесс диффузии инноваций. Вестник Московского университета. Серия. 5. География. 2003. № 2. С. 30–36.
  16. Прохорова Е.А. Социально-экономические карты. М.: КДУ, 2010. 424 с.
  17. Радамс С.К. Методика создания телевизионных картографических анимаций для информационно-аналитических программ телевидения. Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. 2017. № 1. С. 81–87.
  18. Adams P.C. Geographies of Media and Communication: Acritical Introduction. L. Wiley. Blackwell, 2009. 264 p.
  19. Dodge M., Kitchin R. Mapping Cyberspace. London: Routledge, 2001. 260 p.
  20. Geographies of Communication: The Spatial Turn in Media Studies. Edited by J. Falkheimer, A. Jansson. Göteborg: Nordicom, 2006. 316 p.
  21. Green E. Mapping the “Geography” of the Internet. Электронный ресурс: https://www.theatlantic.com/technology/archive/2013/09/mapping-the-geography-of-theinternet/279434 (дата обращения 20.02.2021).
  22. Jacobs F. Maps show how CNN lost America to Fox News. Электронный ресурс: https://bigthink.com/strange-maps/cnn-fox-news?rebelltitem=1#rebelltitem1 (дата обращения 24.03.2021).
  23. Leetaru K.H. Culturomics 2.0: Forecasting large-scale human behavior using global news media tone in time and space. Электронный ресурс: https://firstmonday.org/article/view/3663/3040 (дата обращения 28.03.2021).
  24. Leetaru K.H. Mapping Libraries: Creating Real-time Maps of Global Information. Электронный ресурс: https://blogs.loc.gov/thesignal/2015/07/mapping-libraries-creating-real-time-maps-of-global-information/?loclr=eadpb (дата обращения 28.03.2021).
  25. Warf B. Global Geographies of the Internet. Springer Science & Business Media. 2011. 166 p.

Для цитирования: Вольхин Д.А., Воронин И.Н., Собокарь Н.А. Опыт картографирования Крымского регионального рынка СМИ. ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Географический факультет МГУ, 2021. Т. 27. Ч. 2. С. 52–66 DOI: 10.35595/2414-9179-2021-2-27-52-66

For citation: Volkhin D.A., Voronin D.A., Sobokar N.S. Experience of mapping the Crimean regional media market. InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: MSU, Faculty of Geography, 2021. V. 27. Part 2. P. 52–66. DOI: 10.35595/2414-9179-2021-2-27-52-66 (in Russian)