Школьное атласное картографирование для образования в интересах устойчивого развития: тема «Лесные ресурсы мира и сохранение их биоразнообразия»

DOI: 10.35595/2414-9179-2021-2-27-31-41

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторе

Т.С. Нокелайнен

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Географический факультет, Региональный центр мировой системы данных,
Ленинские горы, д. 1, 119991, Москва, Россия;
E-mail: nokelta@geogr.msu.su

Аннотация

Сегодня образование для устойчивого развития (ОУР) является приоритетным направлением образования во всех странах. Исключительную роль в решении задачи реализации идей ОУР играет школьная география, комплексно изучающая систему «природа–население–хозяйство». Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся понимание основных тенденций и процессов, происходящих в мире.

В 2020 году мир столкнулся с беспрецедентной по своим масштабам пандемией COVID-19. На текущем этапе неотложным глобальным приоритетом является преодоление сложившейся чрезвычайной ситуации в области здравоохранения, однако в долгосрочной перспективе предпринимаем ые меры должны быть направлены на устранение первопричин возникновения пандемии. Одной из таких первопричин является деградация и со кращение площади лесов, что ведёт к нарушению природного баланса и усугубляет риск передачи зоонозов человеку.

Основной результат проведённых исследований — включение в содержание школьного атласа «Экономическая и социальная география мира. Природные ресурсы. Население. Экономика» новых картографических сюжетов по теме сохранения биоразнообразия и устойчивого использования лесных ресурсов мира.

Разработаны мировые карты — «Лесные ресурсы» (1:160 000 000), «Сокращение площади лесов» (1:250 000 000), «Лесная промышленность» (1:160 000 000). Кроме того, на карте «Земельные угодья» (1:80 000 000) показаны леса и редколесья, а на карте «Загрязнение и нарушение литосферы и биосферы» (1:160 000 000) — ареалы сохранившихся и вырубленных влажных тропических лесов.

Впервые в отечественных школьных атласах представлена тема сохранения биоразнообразия. Ей посвящены две мировые карты — «Биологическое разнообразие» (1:160 000 000) и «Снижение биологического разнообразия» (1:250 000 000). Лесные экосистемы являются одним из важнейших компонентов биоразнообразия мира.

Включение в содержание школьного атласа новых карт, разработанных с позиций устойчивого развития, помогает воспитать у учащихся способность глобально понимать проблемы современности, а также формировать мотивацию принимать участие в их решении.

Ключ. слова

образование для устойчивого развития, школьный атлас, новые картографические сюжеты, лесные ресурсы, биологическое разнообразие

Список литературы

  1. Дронов В.П., Лобжанидзе А.А., Лопатников Д.Л. Концептуальные подходы к изучению географии в старшей школе. Наука и Школа, 2018. № 3. С. 9–16.
  2. Концепция географического образования в Российской Федерации. Москва: Русское географическое общество, 2018, 13 с. Электронный ресурс: https://docs.edu.gov.ru/document/54daf271f2cc70fc543d88114fa83250/ (дата обращения 24.03.2021).
  3. Нокелайнен Т.С. Образование для устойчивого развития: новые темы карт в школьном атласе по экономической и социальной географии мира: ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. Москва: Издательство Московского университета, 2020. Т. 26. Ч. 1. С. 158–166. DOI: 10.35595/2414-9179-2020-1-26-158-166.
  4. Тикунов В.С., Губанов М.Н., Карпович Л.Л., Киселева Н.М., Котова T.В., Масленникова В.В., Нокелайнен Т.С., Тальская Н.Н. Новые обзорные карты России и мира. Геодезия и картография, 2014. № 6. С. 40–49.
  5. Экономическая и социальная география мира. Природные ресурсы. Население. Экономика. Атлас для 10-го класса. ФГОС. Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. 76 с.
  6. Bastin J.-F., Finegold Y., Garcia C., Mollicone D., Rezende M., Routh D., Zohner C.M., Crowther T.W. The global tree restoration potential. Science, 2019. 365 (6448). P. 76–79.
  7. Beech E., Rivers M., Oldfield S., Smith P. GlobalTreeSearch: the first complete global database of tree species and country distributions. Journal of sustainable forestry, 2017. 36 (5). P. 454–489.
  8. Global forest resources assessment. Main report. Rome: FAO. 2020, 168 p.
  9. Hill S.L.L., Arnell A., Maney C., Butchart S.H.M., Hilton-Taylor C., Ciciarelli C., Davis C., Dinerstein E., Purvis A., Burgess N.D. Measuring forest biodiversity status and changes globally. Frontiers in forest and global change, 2019. Web resource: https://doi.org/10.3389/ffgc.2019.00070 (accessed 12.03.2021).
  10. The state of the world’s forests. Forests, biodiversity and people. FAO and UNEP. Rome: FAO, 2020. 188 p.

Для цитирования: Нокелайнен Т.С. Школьное атласное картографирование для образования в интересах устойчивого развития: тема «Лесные ресурсы мира и сохранение их биоразнообразия». ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Географический факультет МГУ, 2021. Т. 27. Ч. 2. С. 31–41 DOI: 10.35595/2414-9179-2021-2-27-31-41

For citation: Nokelaynen T.S. School atlas mapping for education for sustainable development: topic “World forest resources and biodiversity conservation”. InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: MSU, Faculty of Geography, 2021. V. 27. Part 2. P. 31–41. DOI: 10.35595/2414-9179-2021-2-27-31-41 (in Russian)