Посмотреть или загрузить статью (Rus)
Об авторе
Т.С. Нокелайнен
Ленинские горы, д. 1, 119991, Москва, Россия;
E-mail: nokelta@geogr.msu.su
Аннотация
Сегодня образование для устойчивого развития (ОУР) является приоритетным направлением образования во всех странах. Исключительную роль в решении задачи реализации идей ОУР играет школьная география, комплексно изучающая систему «природа–население–хозяйство». Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся понимание основных тенденций и процессов, происходящих в мире.
В 2020 году мир столкнулся с беспрецедентной по своим масштабам пандемией COVID-19. На текущем этапе неотложным глобальным приоритетом является преодоление сложившейся чрезвычайной ситуации в области здравоохранения, однако в долгосрочной перспективе предпринимаем ые меры должны быть направлены на устранение первопричин возникновения пандемии. Одной из таких первопричин является деградация и со кращение площади лесов, что ведёт к нарушению природного баланса и усугубляет риск передачи зоонозов человеку.
Основной результат проведённых исследований — включение в содержание школьного атласа «Экономическая и социальная география мира. Природные ресурсы. Население. Экономика» новых картографических сюжетов по теме сохранения биоразнообразия и устойчивого использования лесных ресурсов мира.
Разработаны мировые карты — «Лесные ресурсы» (1:160 000 000), «Сокращение площади лесов» (1:250 000 000), «Лесная промышленность» (1:160 000 000). Кроме того, на карте «Земельные угодья» (1:80 000 000) показаны леса и редколесья, а на карте «Загрязнение и нарушение литосферы и биосферы» (1:160 000 000) — ареалы сохранившихся и вырубленных влажных тропических лесов.
Впервые в отечественных школьных атласах представлена тема сохранения биоразнообразия. Ей посвящены две мировые карты — «Биологическое разнообразие» (1:160 000 000) и «Снижение биологического разнообразия» (1:250 000 000). Лесные экосистемы являются одним из важнейших компонентов биоразнообразия мира.
Включение в содержание школьного атласа новых карт, разработанных с позиций устойчивого развития, помогает воспитать у учащихся способность глобально понимать проблемы современности, а также формировать мотивацию принимать участие в их решении.
Ключ. слова
Список литературы
- Дронов В.П., Лобжанидзе А.А., Лопатников Д.Л. Концептуальные подходы к изучению географии в старшей школе. Наука и Школа, 2018. № 3. С. 9–16.
- Концепция географического образования в Российской Федерации. Москва: Русское географическое общество, 2018, 13 с. Электронный ресурс: https://docs.edu.gov.ru/document/54daf271f2cc70fc543d88114fa83250/ (дата обращения 24.03.2021).
- Нокелайнен Т.С. Образование для устойчивого развития: новые темы карт в школьном атласе по экономической и социальной географии мира: ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. Москва: Издательство Московского университета, 2020. Т. 26. Ч. 1. С. 158–166. DOI: 10.35595/2414-9179-2020-1-26-158-166.
- Тикунов В.С., Губанов М.Н., Карпович Л.Л., Киселева Н.М., Котова T.В., Масленникова В.В., Нокелайнен Т.С., Тальская Н.Н. Новые обзорные карты России и мира. Геодезия и картография, 2014. № 6. С. 40–49.
- Экономическая и социальная география мира. Природные ресурсы. Население. Экономика. Атлас для 10-го класса. ФГОС. Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. 76 с.
- Bastin J.-F., Finegold Y., Garcia C., Mollicone D., Rezende M., Routh D., Zohner C.M., Crowther T.W. The global tree restoration potential. Science, 2019. 365 (6448). P. 76–79.
- Beech E., Rivers M., Oldfield S., Smith P. GlobalTreeSearch: the first complete global database of tree species and country distributions. Journal of sustainable forestry, 2017. 36 (5). P. 454–489.
- Global forest resources assessment. Main report. Rome: FAO. 2020, 168 p.
- Hill S.L.L., Arnell A., Maney C., Butchart S.H.M., Hilton-Taylor C., Ciciarelli C., Davis C., Dinerstein E., Purvis A., Burgess N.D. Measuring forest biodiversity status and changes globally. Frontiers in forest and global change, 2019. Web resource: https://doi.org/10.3389/ffgc.2019.00070 (accessed 12.03.2021).
- The state of the world’s forests. Forests, biodiversity and people. FAO and UNEP. Rome: FAO, 2020. 188 p.
Для цитирования: Нокелайнен Т.С. Школьное атласное картографирование для образования в интересах устойчивого развития: тема «Лесные ресурсы мира и сохранение их биоразнообразия». ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Географический факультет МГУ, 2021. Т. 27. Ч. 2. С. 31–41 DOI: 10.35595/2414-9179-2021-2-27-31-41
For citation: Nokelaynen T.S. School atlas mapping for education for sustainable development: topic “World forest resources and biodiversity conservation”. InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: MSU, Faculty of Geography, 2021. V. 27. Part 2. P. 31–41. DOI: 10.35595/2414-9179-2021-2-27-31-41 (in Russian)