Оценка интенсивности транспортных потоков с использованием геоинформационных систем

https://doi.org/10.35595/2414-9179-2021-1-27-195-204

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторах

В.Р. Битюкова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Географический факультет,
Ленинские горы, д. 1, 119991, Москва, Россия;
E-mail: bituykova@yandex.ru

Н.А. Мозгунов

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Географический факультет,
Ленинские горы, д. 1, 119991, Москва, Россия;
E-mail: mozgunoff@list.ru

Аннотация

В статье рассматриваются методы оценки интенсивности транспортных потоков при помощи геоинформационных технологий. Интенсивность транспортных потоков является одним из ключевых показателей, определяющих экологическую нагрузку от автотранспорта в городах. В России рост объёма и доли автотранспорта в загрязнении окружающей среды усиливается под влиянием увеличения количества автомобилей. Наиболее ярко это проявляется в регионах Центрального федерального округа. В региональных центрах под влиянием улучшения структуры автопарка рост загрязнения происходит значительно медленнее, а в Москве практически стабилизировался. На локальном уровне определяющим фактором автотранспортного загрязнения является изменение плотности застройки и транспортно-планировочная структура.

Сбор и расчёт показателей, позволяющих дать представление о пространственной дифференциации выбросов от автомобильного транспорта, является очень трудоёмким этапом исследования.

Наиболее распространённым методом получения информации о транспортно-экологической ситуации в городе является непосредственно полевой сбор данных. Однако такой метод является довольно затратным по времени. В условиях, когда транспортная инфраструктура развивается стремительно, скорость проведения полевых наблюдений не позволяет оперативно обновлять информацию об изменении загруженности улично-дорожной сети и как следствие оценивать текущее экологическое состояние территории. В качестве альтернативы традиционному сбору информации могут выступать современные источники геоинформационных данных. Сервисы, изначально разработанные для предоставления оперативного мониторинга за дорожной ситуацией и построения оптимальных маршрутов, могут служить источником данных и для моделей оценки интенсивности транспортной нагрузки в экологических исследованиях.

Предлагаемая методика опробована на уровне районов и административных округов Москвы. Полученные результаты сравниваются с контрольными натурными наблюдениями. Относительно невысокая погрешность измерений при использовании данных из информационных систем компенсируется возможностью более оперативного получения информации о транспортной нагрузке на участки улично-дорожной сети.

Ключ. слова

интенсивность движения, транспортная нагрузка, геоинформационные системы, экология города, транспортное моделирование.

Список литературы

  1. Азаров В.К., Васильев А.В., Кутенёв В.Ф., Степанов В.В. Исследование динамики изменения выбросов вредных веществ от автомобильного транспорта в г. Москва с 2002 по 2030 годы. Известия МГТУ «МАМИ». 2015. Т. 1. № 4. C. 5–11.
  2. Битюкова В.Р., Касимов Н.С., Власов Д.С. Экологические портреты городов России. Экология и промышленность России. 2011. № 4. C. 6–18.
  3. Немчинов М.В., Систер В.Г., Силкин В.В., Рудакова В.В. Охрана окружающей природной среды при проектировании и строительстве автомобильных дорог. М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2009. 277 с.
  4. Ревич Б.А., Кузнецова О.В. (ред.) Человек в мегаполисе: опыт междисциплинарного исследования. М.: Ленанд, 2018. 640 c.
  5. Ховавко И.Ю. Интернализация внешних эффектов автотранспорта (на примере Москвы). Вестник Московского университета. 2012. Сер. 6: Экономика. № 1. С. 74–84.
  6. Якшин А.М., Говоренкова Т.М., Каган М.И. и др. Графоаналитический метод в градостроительных исследованиях и проектировании. М.: Стройиздат, 1979. 204 c.
  7. Blinkin M., Koncheva E. (eds.) Transport Systems of Russian Cities. Springer, 2016. 299 p.
  8. Huang W., Fan H., Qian Y. Modeling and efficient quantified risk assessment of haze causation system in China related to vehicle emissions with uncertainty consideration. Science of The Total Environment. 2019. No. 668. P. 74–83.
  9. Leduc G. How can our cars become less polluting? An assessment of the environmental improvement potential of cars. Transport Policy. 2010. No. 409. P. 17–29.
  10. Bitykova V., Mozgunov N. Spatial features transformation of emission from motor vehicles in Moscow. Geography, Environment, Sustainability. 2019. V. 12. No. 4. P. 57–73.
  11. Parsaev E.V., Malyugin P.N., Teterina I.A. Metodology for the calculation of emissions for non-stationary transport flow. The Russian Automobile and Highway Industry Journal. 2018. V. 15. No. 5. P. 686–697.

Для цитирования: Битюкова В.Р., Мозгунов Н.А. Оценка интенсивности транспортных потоков с использованием геоинформационных систем ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Географический факультет МГУ, 2021. Т. 27. Ч. 1. С. 195–204. DOI: 10.35595/2414-9179-2021-1-27-195-204

For citation: Bitykova V.R., Mozgunov N.A. Estimation of transport flow intensity using geoinformation systems InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: MSU, Faculty of Geography, 2021. V. 27. Part 1. P. 195–204. DOI: 10.35595/2414-9179-2021-1-27-195-204 (In Russian)