Нормативно-документальное обеспечение устойчивого развития городских агломераций в РФ

DOI: 10.35595/2414-9179-2021-1-27-17-28

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторах

В.С. Белозеров

Северо-Кавказский федеральный университет, Кафедра социально-экономической географии и туризма,
ул. Пушкина, 1, 355000, Ставрополь, Россия;
E-mail: vsbelozerov@yandex.ru

Н.А. Щитова

Северо-Кавказский федеральный университет, Кафедра социально-экономической географии и туризма,
ул. Пушкина, 1, 355000, Ставрополь, Россия;
E-mail: stavgeo@mail.ru

Н.В. Сопнев

Северо-Кавказский федеральный университет, Кафедра социально-экономической географии и туризма,
ул. Пушкина, 1, 355000, Ставрополь, Россия;
E-mail: sopnev.stav@gmail.com

Аннотация

В статье рассмотрен опыт типологизации документов территориального планирования и управления городскими агломерациями в Российской Федерации. Проанализированы документы федерального уровня, направленные на регулирование процессов формирования и развития агломераций в стране. Подробно рассмотрены документы, разработанные в регионах за последние десять лет, регламентирующие функционирование всех российских городских агломераций и включающие законы, концепции, стратегии, схемы территориального планирования, межмуниципальные соглашения, положения о деятельности координационных советов.

Сравнительный анализ документов позволил провести группировку агломераций по степени представленности нормативно-документальной базы. Выделено пять групп агломераций, различающихся по количеству документов и глубине проработанности в них агломерационной проблематики. Полученные результаты выявили существенный разрыв между выделенными группами. Для агломераций первой и второй групп разработаны полные комплекты документации, достаточно развернуто отражены основные параметры агломераций как целостных системных образований. Для агломераций, включенных в четвертую группу, специальных документов не разработано, соответствующие материалы присутствуют в региональных документах стратегического и территориального планирования и характеризуются слабой проработанностью. Агломерации пятой группы вообще не обеспечены нормативными документами, как особые образования они не рассматриваются.

Выполненный анализ может способствовать совершенствованию методологии агломерационного развития, пониманию необходимости расширения и углубления подходов к управлению городскими агломерациями как целостными объектами. Очевидно, что насущной проблемой устойчивого развития и функционирования городских агломераций является необходимость разработки инновационной модели управления, ее согласования с нормативно-правовой базой региональных управленческих структур, четкого определения понятийно-терминологических и пространственно-структурных параметров.

Ключ. слова

городская агломерация, стратегия социально-экономического развития, концепция пространственного развития, схема территориального планирования

Список литературы

  1. Георгиева Т.П. Агломерации в России: когда практика опережает теорию. Бюджет. 2016. № 4. С. 94–96.
  2. Герцберг Д.Я. Агломерации как объект экономической политики, государственного регулирования и территориального планирования. Academia. Архитектура и Строительство. 2015. № 4. С. 98–106.
  3. Григоричев К.В. Миграционные процессы в зоне Иркутской агломерации на рубеже XX–XXI вв. Известия Алтайского государственного университета. 2011. № 4–1. C. 53–59.
  4. Зубаревич Н.В. Развитие российских агломераций: тенденции, ресурсы и возможности управления. Общественные науки и современность. 2017. № 6. С. 5–21.
  5. Зубаревич Н.В. Развитие и конкуренция российских агломераций. Экономическая политика. 2008. № 5. С. 15–23.
  6. Каратунов А.В. Управление развитием агломерации Кавказских Минеральных Вод. Вестник экспертного совета. 2015. № 3. С. 107–111.
  7. Лаппо Г.М. Агломерации России. Инновационный потенциал страны. Градостроительство и Архитектура. 2011. № 1. С. 46–49.
  8. Лаппо Г.М., Полян П.М., Селиванова Т.И. Агломерации России в XXI веке. Вестник фонда регионального развития Иркутской области. 2007. № 1. С. 42–52.
  9. Любовный В.Я. Городские агломерации России: от стихийного к целенаправленному развитию. Муниципалитет: Экономика и Управление. 2015. № 1 (10). С. 5–16.
  10. Малоян Г.А. К необходимости разработки схем территориального планирования городских агломераций. Academia. Архитектура и Строительство. 2016. № 1. С. 64–67.
  11. Меринов Ю.Н., Меринова Ю.Ю. Делимитация Ростовской агломерации. Науковедение. 2014. № 6. С. 1–10.
  12. Павлов Ю.В., Королева Е.Н., Евдокимов Н.Н. Теоретические основы формирования системы управления городской агломерацией. Экономика региона. 2019. Т. 15. Вып. 3. С. 834–850. DOI: 10.17059/2019-3-16.
  13. Попов Р.А., Пузанов А.С., Полиди Т.Д. Контуры новой государственной политики по отношению к городам и городским агломерациям России. ЭКО. 2018. № 8. С. 7–22. DOI: 10.30680/ЕСО0131-7652-2018-8-7-22.

Для цитирования: Белозеров В.С., Щитова Н.А., Сопнев Н.В. Нормативно-документальное обеспечение устойчивого развития городских агломераций в РФ. ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Географический факультет МГУ, 2021. Т. 27. Ч. 1. С. 17–28 DOI: 10.35595/2414-9179-2021-1-27-17-28

For citation: Belozerov V.S., Shchitova N.A., Sopnev N.V. Regulatory and documentary standards of the sustainable development of urban agglomerations in the Russian Federation. InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: MSU, Faculty of Geography, 2021. V. 27. Part 1. P. 17–28. DOI: 10.35595/2414-9179-2021-1-27-17-28 (in Russian)