Формирование туристского бренда на примере Большого Алтая

DOI: 10.35595/2414-9179-2020-3-26-349-358

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторах

И.Н. Тикунова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Географический факультет, кафедра географии мирового хозяйства,
Ленинские горы, д. 1, 119991, Москва, Россия,
E-mail: irina.tikunova@icloud.com

М.Ю. Щербатова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Географический факультет, кафедра географии мирового хозяйства,
Ленинские горы, д. 1, 119991, Москва, Россия,
E-mail: sherbatova.mary@mail.ru

Аннотация

Рассмотрена трансграничная территория Большого Алтая (Россия-Монголия-Казахстан-Китай) в контексте международного сотрудничества и развития туризма, как особой формы межкультурных коммуникаций. Проанализированы природные и культурные особенности, исторические обстоятельства и современные условия для развития приграничного сотрудничества в области туризма. На основе анализа подходов к формированию брендов стран в отечественной и зарубежной литературе дано определение бренда территории. Выявлены отличия в формировании национальных и транснациональных брендов, главное из которых — учёт особенностей каждой трансграничной территории (разный туристский потенциал, организационно-хозяйственная структура, политическое устройство, приоритеты в развитии туризма). Проведена оценка туристского потенциала рассматриваемых территорий с помощью кластерного анализа по 8-ми показателям: количество объектов ЮНЕСКО, плотность историко-культурных и природных объектов, доля площади особо охраняемых природных территорий (ООПТ), ёмкость гостиничного фонда, визовый статус, степень участия в проекте Большого Алтая, комплексный показатель транспортной доступности, в свою очередь состоящий из 4-х показателей (плотность железнодорожных, автомобильных дорог, пассажиропоток, количество контрольно-пропускных пунктов). Сформированы суббренды по каждому региону и выделен общий потенциальный бренд Большого Алтая, который может быть использован по продвижению Большого Алтая как туристской территории.

Ключ. слова

туристский бренд, суббренд территории, туристско-рекреационный потенциал, туристская территория, трансграничная территория Большого Алтая (Россия-Монголия-Казахстан-Китай)

Список литературы

  1. Аакер Д. Создание сильных брендов. Издательство: РГБ, 2009.
  2. Важенина И.С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде. Маркетинг в России и за рубежом, 2006. № 6. С. 49–57.
  3. Динни К. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики. Litres, 2017.
  4. Замятин Д.Н. Геокультурный брендинг территорий: концептуальные основы. 2013. C. 220–269.
  5. Замятин Д.Н., Замятина Н.Ю. Гуманитарная география: предмет изучения и основные направления развития. Известия Российской академии наук. Серия географическая, 2011. №. 5. С. 97–108.
  6. Замятин Д.Н., Замятина Н.Ю. Имиджевые ресурсы территории: идентификация, оценка, разработка и подготовка к продвижению имиджа. Гуманитарная география: науч. и культурно-просветительский альманах. Вып. 4. М.: Институт наследия, 2007. C. 227–250.
  7. Замятина Н.Ю. Концептуальные основы изучения региональных образов. Региональные исследования, 2011. № 2. С. 24–35.
  8. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий: маркетинг региона. Маркетинг в России и за рубежом, 2004. № 2. С. 9–11.
  9. Попов А.В. Категориальный статус и проблемное поле маркетинга и брендинга территорий. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Имидж страны/региона как стратегия интеграции России и АТР в XXI веке» (28–30 июня 2010 г.). Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2010.
  10. Степанычева Е.В. Концептуальный поход к формированию бренда территории. Социально-экономические явления и процессы, 2012. №. 12.
  11. Ужакин А.С. Большой Алтай. Историко-географический справочник. Изд-во URSS, 2017. 454 c.
  12. Шалыгина Н.П., Селюков М.В., Курач Е.В. О роли брендинга в формировании туристской привлекательности региона. Фундаментальные исследования, 2013. Т. 5. №. 8.
  13. Anholt S. Branding place and nations. The Economist newspaper, 2009. No 4. P. 213–224. Visit Britain. Official Corporate Website. Web resource: http://www.visitbritain.org/ (accessed 10.05.2016).

Для цитирования: Тикунова И.Н., Щербатова М.Ю. Формирование туристского бренда на примере Большого Алтая. ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Издательство Московского университета, 2020. Т. 26. Ч. 3. С. 349–358 DOI: 10.35595/2414-9179-2020-3-26-349-358

For citation: Tikunova I.N., Scherbatova M.Yu. Formation of a tourist brand on the example of the Big Altai. InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: Moscow University Press, 2020. V. 26. Part 3. P. 349–358. DOI: 10.35595/2414-9179-2020-3-26-349-358 (in Russian)