Географический анализ репрезентации образа Северного Кавказа в социальных медиа

DOI: 10.35595/2414-9179-2020-2-26-224-239

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторе

Т.А. Ткачёва

Северо-Кавказский федеральный университет, Институт математики и естественных наук,
ул. Пушкина, д. 1, 355017, Ставрополь, Россия,
E-mail: tatianasurneva@yandex.ru

Аннотация

В работе обоснована актуальность географического исследования образа территории в социальных медиа с помощью современных онлайн-технологий.

Выявлены основные специфические особенности социальных медиа, которые прямо или косвенно влияют на методику и результаты анализа образов территории. Сравнительный анализ возможностей различных информационно-аналитических мониторинговых систем социальных медиа позволил выбрать одну из них как наиболее адекватную исследовательским задачам. Информационную основу исследования составила авторская база данных, сформированная на основе мониторинга социальных медиа средствами информационно-аналитической системы «Медиалогия» за период с 1 июня по 30 августа 2019 г.

В результате проведённого исследования были установлены основные социально-демографические параметры аудитории социальных сетей, география и контекст публикуемых сообщений о Северном Кавказе, выявлены наиболее популярные субъекты Северо-Кавказского федерального округа, определены площадки, на которых Северо-Кавказский макрорегион упоминается чаще всего. Представленный графический и картографический материал иллюстрирует информационную неоднородность и неравенство отдельных территорий Северного Кавказа в медиапространстве России. Полученные данные свидетельствуют о преобладании негативной тональности в восприятии северо-кавказских территорий и доминировании отрицательных черт в его образе. Ментальная репрезентация Северного Кавказа во многом формируется под влиянием «информационного давления» двух регионов — Дагестана и Чечни, с которыми и ассоциируется в большинстве случаев весь Северный Кавказ. Существенных взаимосвязей между восприятием территорий и географическими параметрами мест концентрации пользователей социальных медиа установить не удалось. Наметилась некоторая зависимость между удалённостью, известностью и уровнем позитивности образа.

Ключ. слова

образ территории, Северный Кавказ, социальные медиа, информационно-аналитические системы

Список литературы

  1. Грибок М.В. О возможности использования данных о геолокациях фотографий в исследованиях туристической привлекательности придорожных ландшафтов (на примере Чуйского тракта). ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2018. Т. 24. Ч. 1. C. 588–595. DOI: 10.24057/2414-9179-2018-1-24-110-120.
  2. Грибок М.В., Горбунова Т.Ю. Сервис Google Trends как источник данных для исследования ментальных связей между регионами России. Геополитика и экогеодинамика регионов, 2019. Т. 5. № 3. С. 256–263.
  3. Замятин Д.Н. Гуманитарная география: пространство, воображение и взаимодействие современных гуманитарных наук. Социологическое обозрение, 2010. Т. 9. № 3. С. 26–50.
  4. Замятин Д.Н. Гуманитарная география: Пространство и язык географических образов. Санкт-Петербург: Алетейя, 2003. 331 с.
  5. Мир глазами россиян: мифы и внешняя политика. М.: ФОМ, 2003. 304 с.
  6. Тикунов В.С., Белозёров В.С., Антипов С.О., Супрунчук И.П. Социальные медиа как инструмент анализа посещаемости туристических объектов (на примере Ставропольского края). Вестник Московского университета. Серия 5. География, 2018. № 3. С. 89–95.
  7. Чихичин В.В. Географический анализ образов городов Ставропольского края. Дисс. … канд. геогр. н. Ставрополь: Ставропольский государственный университет, 2006. 149 с.
  8. Bell D. The coming of postindustrial society: A venture in social forecasting. New York: Basic Books, 1999. 507 р.
  9. Castells M. The information age: Economy, society and culture. 3 v. Oxford: Blackwell, 1996–1998. 406 р.
  10. Giddens A. The third way: The renewal of social democracy. Cambridge: Polity, 1998. 368 р.
  11. Kaplan A.M., Haenlein M. Users of the world, unite! The challenges and opportunities of Social Media. Business Horizons, 2010. V. 53 (1). P. 59–68.
  12. Lyotard J.-F. Political writings. London: UCL Press, 1993. 312 р.
  13. Reich R. The work of nations: Preparing ourselves for 21st Century capitalism. New York: Vintage, 1991. 352 р.
  14. Tikunov V.S., Belozerov V.S., Panin A.N., Antipov S.O. Geoinformation monitoring of key queries of search engines, and geotagging photos in the North-Caucasian segment of the tourist route “Great Silk Road”. Annals of GIS, 2018. V. 24. Р. 1–6. DOI: 10.1080/19475683.2020.1743355.

Для цитирования: Ткачёва Т.А. Географический анализ репрезентации образа Северного Кавказа в социальных медиа. ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Издательство Московского университета, 2020. Т. 26. Ч. 2. С. 224–239 DOI: 10.35595/2414-9179-2020-2-26-224-239

For citation: Tkacheva T.A. Geographical analysis of the representation of the image of the North Caucasus in social media. InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: Moscow University Press, 2020. V. 26. Part 2. P. 224–239. DOI: 10.35595/2414-9179-2020-2-26-224-239 (in Russian)