Посмотреть или загрузить статью (Rus)
Об авторах
М.В. Грибок
Ленинские горы, д. 1, 119991, Москва, Россия;
E-mail: marina.ary@gmail.com
Е.А. Прохорова
Ленинские горы, д. 1, 119991, Москва, Россия;
E-mail: eaprohorova@mail.ru
Аннотация
Авторами статьи разработаны обучающие занятия для студентов-картографов старших курсов, направленные на формирование компетенций в области проектирования и создания анимированной геоинфографики. Развитие технологий для производства видео и возрастающий спрос на инфографику для образования, средств массовой информации, различных телевизионных проектов, публичных выступлений и других сфер деятельности обусловили необходимость обучения специалистов, владеющих навыками разработки наглядной и качественной видеоинфографики. Умение создавать и грамотно встраивать картографическое изображение в анимированную графику — уникальная и востребованная новая компетенция для будущих специалистов в области картографии и геоинформатики.
Преподаванию видеоинфографики планируется выделить часть учебного курса «Социально-экономические карты и инфографика», который читается на кафедре картографии и геоинформатики географического факультета МГУ и базируется на практике преподавания тематической картографии. Обучение основам анимированной инфографики состоит из теоретической части и практического задания для самостоятельного выполнения. В рамках теоретического блока разъясняются основные этапы разработки инфографичных видеоматериалов, отличительные особенности качественной видеоинфографики, особенности её восприятия зрителем, подходы к классификациям. Практическое задание предполагает разные варианты выполнения в зависимости от имеющихся навыков учащихся — от написания сценария и создания раскадровки до самостоятельного производства видеоролика. Также разработаны подходы к оценке качества выполнения практической работы.
Сделаны выводы о том, какие навыки и умения развиваются у учащихся в процессе прохождения занятий по анимированной инфографике, для чего они могут в дальнейшем пригодиться специалистам в области картографии и геоинформатики.
Ключ. слова
Список литературы
- Грибок М.В. Видеоинфографика для устойчивого развития (на примере проекта ВГТРК «Россия в цифрах»). ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. М.: Издательство Московского университета, 2016. Т. 22. Ч. 1. C. 198–206. DOI: 10.24057/2414-9179-2016-1-22-198-206.
- Грушевская В.Ю. Методика обучения разработке инфографики в педагогическом вузе. Педагогическое образование в России, 2016. № 7. С. 26–31.
- Грушевская В.Ю. Система изучения методов создания и использования учебного видео в педагогическом вузе. Педагогическое образование в России, 2018. № 8. С. 69–74.
- Лаптев В.В. Инфографика в цифровом искусстве: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по программам магистерской подготовки по направлению «Дизайн». М.: Аватар, 2015. 287 с.
- Серапинас Б.Б., Прохорова Е.А., Васильев О.Д. Геоинфографика — современные тенденции создания и использования. Геодезия и картография, 2014. № 3. С. 17–23.
- Симакова С.И. Инфографика на телевидении. Вестник Челябинского государственного университета, 2016. № 9 (391). С. 295–301.
- Finke T., Manger S. Informotion: animated infographics. Berlin: Gestalten Verlag, 2012. 208 p.
- Harrower M. Tips for designing effective animated maps. Cartographic Perspectives, 2003. No 44. P. 63–65.
- Kibar P.N., Akkoyunlu B. Searching for visual literacy: Secondary school students are creating infographics. European Сonference on Information Literacy. Cham: Springer, 2015. P. 241–251.
- Krauss J. Infographics: more than words can say. Learning & Leading with Technology, 2012. V. 39. No 5. P. 10–14.
- Lengler R., Moere A.V. Guiding the viewer’s imagination: how visual rhetorical figures create meaning in animated infographics. 13th International Conference on Information Visualization. IEEE, 2009. P. 585–591.
- Mashima D., Kobourov S., Hu Y. Visualizing dynamic data with maps. IEEE Transactions on Visualization and Computer Graphics, 2011. V. 18. No 9. P. 1424–1437.
- Soyluçiçek S. Animated information design. Global Journal on Humanities and Social Sciences, 2015. V. 1. No 1. P. 367–372.
- Yildirim S. Infographics for educational purposes: Their structure, properties and reader approaches. Turkish Online Journal of Educational Technology, 2016. V. 15. No 3. P. 98–110.
Для цитирования: Грибок М.В., Прохорова Е.А. Разработка анимированной инфографики как новое направление в обучении студентов-картографов. ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Издательство Московского университета, 2020. Т. 26. Ч. 1. С. 400–409 DOI: 10.35595/2414-9179-2020-1-26-400-409
For citation: Gribok M.V., Prokhorova Е.A. Development of animated infographics as a new direction in the training of students-cartographers. InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: Moscow University Press, 2020. V. 26. Part 1. P. 400–409. DOI: 10.35595/2414-9179-2020-1-26-400-409 (in Russian)