Разработка анимированной инфографики как новое направление в обучении студентов-картографов

https://doi.org/10.35595/2414-9179-2020-1-26-400-409

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторах

М.В. Грибок

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Географический факультет,
Ленинские горы, д. 1, 119991, Москва, Россия;
E-mail: marina.ary@gmail.com

Е.А. Прохорова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Географический факультет,
Ленинские горы, д. 1, 119991, Москва, Россия;
E-mail: eaprohorova@mail.ru

Аннотация

Авторами статьи разработаны обучающие занятия для студентов-картографов старших курсов, направленные на формирование компетенций в области проектирования и создания анимированной геоинфографики. Развитие технологий для производства видео и возрастающий спрос на инфографику для образования, средств массовой информации, различных телевизионных проектов, публичных выступлений и других сфер деятельности обусловили необходимость обучения специалистов, владеющих навыками разработки наглядной и качественной видеоинфографики. Умение создавать и грамотно встраивать картографическое изображение в анимированную графику — уникальная и востребованная новая компетенция для будущих специалистов в области картографии и геоинформатики.

Преподаванию видеоинфографики планируется выделить часть учебного курса «Социально-экономические карты и инфографика», который читается на кафедре картографии и геоинформатики географического факультета МГУ и базируется на практике преподавания тематической картографии. Обучение основам анимированной инфографики состоит из теоретической части и практического задания для самостоятельного выполнения. В рамках теоретического блока разъясняются основные этапы разработки инфографичных видеоматериалов, отличительные особенности качественной видеоинфографики, особенности её восприятия зрителем, подходы к классификациям. Практическое задание предполагает разные варианты выполнения в зависимости от имеющихся навыков учащихся — от написания сценария и создания раскадровки до самостоятельного производства видеоролика. Также разработаны подходы к оценке качества выполнения практической работы.

Сделаны выводы о том, какие навыки и умения развиваются у учащихся в процессе прохождения занятий по анимированной инфографике, для чего они могут в дальнейшем пригодиться специалистам в области картографии и геоинформатики.

Ключ. слова

анимация, инфографика, видеоинфографика, визуализация данных, обучение.

Список литературы

  1. Грибок М.В. Видеоинфографика для устойчивого развития (на примере проекта ВГТРК «Россия в цифрах»). ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. М.: Издательство Московского университета, 2016. Т. 22. Ч. 1. C. 198–206. DOI: 10.24057/2414-9179-2016-1-22-198-206.
  2. Грушевская В.Ю. Методика обучения разработке инфографики в педагогическом вузе. Педагогическое образование в России, 2016. № 7. С. 26–31.
  3. Грушевская В.Ю. Система изучения методов создания и использования учебного видео в педагогическом вузе. Педагогическое образование в России, 2018. № 8. С. 69–74.
  4. Лаптев В.В. Инфографика в цифровом искусстве: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по программам магистерской подготовки по направлению «Дизайн». М.: Аватар, 2015. 287 с.
  5. Серапинас Б.Б., Прохорова Е.А., Васильев О.Д. Геоинфографика — современные тенденции создания и использования. Геодезия и картография, 2014. № 3. С. 17–23.
  6. Симакова С.И. Инфографика на телевидении. Вестник Челябинского государственного университета, 2016. № 9 (391). С. 295–301.
  7. Finke T., Manger S. Informotion: animated infographics. Berlin: Gestalten Verlag, 2012. 208 p.
  8. Harrower M. Tips for designing effective animated maps. Cartographic Perspectives, 2003. No 44. P. 63–65.
  9. Kibar P.N., Akkoyunlu B. Searching for visual literacy: Secondary school students are creating infographics. European Сonference on Information Literacy. Cham: Springer, 2015. P. 241–251.
  10. Krauss J. Infographics: more than words can say. Learning & Leading with Technology, 2012. V. 39. No 5. P. 10–14.
  11. Lengler R., Moere A.V. Guiding the viewer’s imagination: how visual rhetorical figures create meaning in animated infographics. 13th International Conference on Information Visualization. IEEE, 2009. P. 585–591.
  12. Mashima D., Kobourov S., Hu Y. Visualizing dynamic data with maps. IEEE Transactions on Visualization and Computer Graphics, 2011. V. 18. No 9. P. 1424–1437.
  13. Soyluçiçek S. Animated information design. Global Journal on Humanities and Social Sciences, 2015. V. 1. No 1. P. 367–372.
  14. Yildirim S. Infographics for educational purposes: Their structure, properties and reader approaches. Turkish Online Journal of Educational Technology, 2016. V. 15. No 3. P. 98–110.

Для цитирования: Грибок М.В., Прохорова Е.А. Разработка анимированной инфографики как новое направление в обучении студентов-картографов ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Издательство Московского университета, 2020. Т. 26. Ч. 1. С. 400–409. DOI: 10.35595/2414-9179-2020-1-26-400-409

For citation: Gribok M.V., Prokhorova Е.A. Development of animated infographics as a new direction in the training of students-cartographers InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: Moscow University Press, 2020. V. 26. Part 1. P. 400–409. DOI: 10.35595/2414-9179-2020-1-26-400-409 (In Russian)