Проблемы транспортной доступности изолированных населённых пунктов европейского сектора Арктической зоны России

DOI: 10.35595/2414-9179-2020-1-26-305-317

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторах

С.В. Бадина

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Лаборатория региональной политики и региональных инвестиционных процессов,
Стремянный пер., д. 36, 117997, Москва, Россия;

Российский университет дружбы народов (РУДН), Аграрно-технологический институт,
ул. Миклухо-Маклая, д. 6, 117198, Москва, Россия;

E-mail: bad412@yandex.ru

А.А. Панкратов

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Экономический факультет, Кафедра макроэкономической политики и стратегического управления,
Ленинские горы, д. 1, стр. 46, 119991, Москва, Россия;
E-mail: pankratov_aleksey_ml@mail.ru

К.В. Янков

Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, Лаборатория прогнозирования региональной экономики,
Нахимовский проспект, д. 47, 117418, Москва, Россия;
E-mail: kirill_yankov@mail.ru

Аннотация

В статье выявлен и проанализирован перечень населённых пунктов регионов европейской части Арктической зоны России, не обеспеченных круглогодичной наземной транспортной доступностью с остальной территорией, т.е. не включённых в региональные и федеральные наземные транспортные сети. Введено понятие круглогодичной наземной транспортной доступности (КНТД) как наличия у населённого пункта круглогодичной транспортной связи с опорной сетью федеральных автомобильных дорог по автомобильным дорогам с твёрдым покрытием, обеспечивающим круглогодичное функционирование на всём протяжении, либо по железным дорогам, с возможными пересадками (перегрузками) между автомобильным и железнодорожным транспортом. Составлена база данных и ГИС данной категории населённых пунктов, дана количественная оценка численности постоянного населения, проживающего в них. Проведённые количественные оценки свидетельствуют о крайней неравномерности между количеством населённых пунктов существующей сети расселения Арктической зоны европейской части России и распределением численности их населения. Определены и проанализированы особенности внутренних транспортных систем рассматриваемых арктических регионов с точки зрения их оптимизации с учётом наличия изолированных населённых пунктов. На основании проведённого исследования сформулированы рекомендации по специфическим проблемам развития островных и иных изолированных территорий, в т.ч. по использованию «локальных» видов транспорта, транспортной и пешеходной инфраструктуры, а также по проблемам занятости жителей островных и иных изолированных территорий.

Ключ. слова

Арктическая зона России, населённые пункты, круглогодичная наземная транспортная доступность, автомобильные дороги, железные дороги

Список литературы

  1. Бабурин В.Л., Бадина С.В., Горячко М.Д., Земцов С.П., Колтерманн К.П. Оценка уязвимости социально-экономического развития Арктической территории России. Вестник Московского университета. Серия 5. География, 2016. № 6. С. 71–77.
  2. Замятина Н.Ю., Пилясов А.Н. Новая теория освоения (пространства) Арктики и Севера: полимасштабный междисциплинарный синтез. Арктика и Север, 2018 (а). № 3. С. 5–27.
  3. Замятина Н.Ю., Пилясов А.Н. Новый подход к освоению северных и арктических территорий России: локальная транспортная система. Проблемы развития территории, 2018 (б). № 4 (96). С. 26–41.
  4. Замятина Н.Ю., Пилясов А.Н. Современная теория освоения: поиски интегрирующей платформы. Север и рынок: формирование экономического порядка, 2019. Т. 64. № 2. С. 16–28.
  5. Космачёв К.П. Пионерное освоение тайги (экономико-географические проблемы). Новосибирск: Наука, 1974. 144 с.
  6. Кузнецова О.В. Региональная политика России: 20 лет реформ и новые возможности. Изд. 3. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ» (URSS), 2017. 392 с.
  7. Покшишевский В.В. Заселение Сибири (историко-географические очерки). Иркутск: Иркутское областное государственное издательство, 1951. 209 с.
  8. Славин С.В. Промышленное и транспортное освоение Севера СССР. М.: Экономиздат, 1961. 302 с.
  9. Фаузер В.В., Смирнов А.В. Российская Арктика: от острогов к городским агломерациям. ЭКО, 2018. № 7 (529). С. 112–130.
  10. Фаузер В.В., Смирнов А.В., Лыткина Т.С., Фаузер Г.Н. Методика определения опорных поселений российской Арктики. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 2019. Т. 12. № 5. С. 25–43.
  11. Янков К.В. Территориальное рассредоточение рабочих мест как фактор пространственного развития экономики. Проблемы прогнозирования, 2018. № 1. С. 68–75.

Для цитирования: Бадина С.В., Панкратов А.А., Янков К.В. Проблемы транспортной доступности изолированных населённых пунктов европейского сектора Арктической зоны России. ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Издательство Московского университета, 2020. Т. 26. Ч. 1. С. 305–317 DOI: 10.35595/2414-9179-2020-1-26-305-317

For citation: Badina S.V., Pankratov A.A., Yankov K.V. Transport accessibility problems of the isolated settlements in Russian European Arctic zone. InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: Moscow University Press, 2020. V. 26. Part 1. P. 305–317. DOI: 10.35595/2414-9179-2020-1-26-305-317 (in Russian)