Образование для устойчивого развития: новые темы карт в школьном атласе по экономической и социальной географии мира

https://doi.org/10.35595/2414-9179-2020-1-26-158-166

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторе

Т.С. Нокелайнен

Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова, Географический факультет, Региональный центр мировой системы данных,
Ленинские горы, д. 1, 119991, Москва, Россия;
E-mail: nokelta@geogr.msu.su

Аннотация

Проблема устойчивого развития территорий является одной из наиболее фундаментальных тем современного естествознания и общественных наук. Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г., принятая на Генеральной Ассамблее ООН (2015), содержит 17 целей устойчивого развития (ЦУР) по широкому спектру экономических, социальных, экологических проблем человечества. Перед национальными системами образования всех стран поставлена задача включения ЦУР в содержание образования.

Образование в интересах устойчивого развития (ОУР) отличается междисциплинарным характером. Исключительную роль в реализации идей ОУР играет школьная география, комплексно изучающая систему «природа – население – хозяйство». Школьные карты и атласы занимают особое место в арсенале средств обучения. Карты школьного атласа — это не только источники географической информации, но и средство для исследовательских и проектных работ, основа для дискуссий на уроках.

Включение в содержание учебного географического атласа новых сюжетов и тем — один из наиболее оптимальных и перспективных подходов интеграции идей устойчивого развития в школьное образование.

Основной результат проведённых исследований — разработанные и включённые в содержание школьного атласа «Экономическая и социальная география мира. Природные ресурсы. Население. Экономика» новые картографические сюжеты, отражающие цели устойчивого развития. Приводится список ЦУР и соответствующих им карт атласа.

Комплексный подход и целостность — отличительные условия изучения проблем устойчивого развития. Мировые карты сгруппированы в школьном атласе в три тематических разворота: «Глобальные ресурсные проблемы», «Глобальные социально-демографические проблемы», «Глобальные экологические проблемы» и дополнены диаграммами, графиками, пояснительным текстом.

Тематика устойчивого развития присутствует и в других разделах школьного атласа. В качестве примера приводится список карт атласа, которые могут быть использованы при изучении темы «Проблема дефицита водных ресурсов и ухудшения их качества». Масштабы мировых карт атласа: 1 : 80 000 000, 1 : 120 000 000, 1 : 160 000 000 и 1 : 250 000 000.

Ключ. слова

цели устойчивого развития (ЦУР), образование для устойчивого развития, тематическое картографирование, школьный атлас.

Список литературы

  1. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. ФГОС нового поколения и образование для устойчивого развития. Педагогика, 2016. № 5. С. 27–36.
  2. Дронов В.П., Лобжанидзе А.А., Лопатников Д.Л. Концептуальные подходы к изучению географии в старшей школе. Наука и Школа, 2018. № 3. С. 9–16.
  3. Концепция географического образования в Российской Федерации. М.: Русское географическое общество, 2018. 13 с. Электронный ресурс: https://docs.edu.gov.ru/document/54daf271f2cc70fc543d88114fa83250/ (дата обращения 10.12.2019).
  4. Ланьшина Т.А., Баринова В.А., Логинова А.Д., Лавровский Е.П., Понедельник И.В. Опыт локализации и внедрения целей устойчивого развития в странах-лидерах в данной сфере. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика, 2019. Т. 14. № 1. С. 207–224. DOI: 10.17323/1996-7845-2019.
  5. Тикунов В.С., Губанов М.Н., Карпович Л.Л., Киселева Н.М., Котова T.В., Масленникова В.В., Нокелайнен Т.С., Тальская Н.Н. Новые обзорные карты России и мира. Геодезия и картография, 2014. № 6. С. 40–49.
  6. Экономическая и социальная география мира. Природные ресурсы. Население. Экономика. Атлас для 10-го класса. ФГОС. Омск: Омская картографическая фабрика, 2017. 76 с.
  7. Январёва Л.Ф., Киселева Н.М. Концепция картографического обеспечения преподавания географии в школе. География, общество, окружающая среда. Т. VII. Картография, геоинформатика и аэрокосмическое зондирование. М.: Издательский дом «Городец», 2004. С. 519–523.
  8. Education for sustainable development goals: learning objectives. Paris: UNESCO, 2017. 62 p. Web resource: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000247444 (accessed 26.11.2019).
  9. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. United Nations: Sustainable Development Goals. Knowledge platform, 2015. 41 p. Web resource: https://www.un.org/en/development/desa/population/migration/generalassembly/docs/globalcompact/A_RES_70_1_E.pdf (accessed 20.11.2019).

Для цитирования: Нокелайнен Т.С. Образование для устойчивого развития: новые темы карт в школьном атласе по экономической и социальной географии мира ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Издательство Московского университета, 2020. Т. 26. Ч. 1. С. 158–166. DOI: 10.35595/2414-9179-2020-1-26-158-166

For citation: Nokelaynen T.S. Education for sustainable development: new map topics in school atlas on economic and social geography of the world InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: Moscow University Press, 2020. V. 26. Part 1. P. 158–166. DOI: 10.35595/2414-9179-2020-1-26-158-166 (In Russian)