Формирование компетенций в области устойчивого развития у студентов по направлению «География»

DOI: 10.35595/2414-9179-2020-1-26-22-29

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторах

Н.А. Щитова

Северо-Кавказский федеральный университет, кафедра социально-экономической географии, геоинформатики и туризма,
ул. Пушкина, д. 1, 355000, Ставрополь, Россия;
E-mail: stavgeo@mail.ru

В.С. Белозёров

Северо-Кавказский федеральный университет, кафедра социально-экономической географии, геоинформатики и туризма,
ул. Пушкина, д. 1, 355000, Ставрополь, Россия;
E-mail: vsbelozerov@yandex.ru

Ю.Ф. Зольникова

Северо-Кавказский федеральный университет, кафедра социально-экономической географии, геоинформатики и туризма,
ул. Пушкина, д. 1, 355000, Ставрополь, Россия;
E-mail: zolnst@mail.ru

Аннотация

В статье показано, что образование в интересах устойчивого развития приобретает первостепенную важность для реализации концепции устойчивого развития, достижения целей устойчивого развития. Использование идей устойчивого развития в высшем образовании становится ключевым фактором подготовки специалистов, что обусловливает необходимость разработки эффективных форм и технологий их внедрения. Рассматривается опыт формирования системы образования в целях устойчивого развития в Северо-Кавказском федеральном университете на примере подготовки студентов по направлению «География», анализируются идеология и методология формирования компетенций в области устойчивого развития в высшей школе. Показан процесс практического перехода высшего географического образования на новый уровень. В качестве основного вектора такого образования обозначена задача создания интегральной междисциплинарной образовательной системы с опорой на межпредметные связи. Предлагается три основных направления формирования образования для устойчивого развития — расширение содержания базовых курсов за счёт проблематики устойчивого развития, разработка новых самостоятельных авторских курсов, посвящённых отдельным вопросам устойчивого развития, включение в учебный план самостоятельной дисциплины «Устойчивое развитие». Достаточно подробно представлена проблематика устойчивого развития с привязкой к конкретным учебным дисциплинам, не только базовым, но и вариативным, авторским. Особое внимание обращено на эффективность интеграции образовательной и научной деятельности в университете, включение в учебный процесс исследовательских практик.

Подчёркивается, что успешность формирования компетенций в области устойчивого развития напрямую зависит от использования новых образовательных технологий, в частности — интерактивных и проектных методов обучения.

Ключ. слова

устойчивое развитие, образование в интересах устойчивого развития, высшее географическое образование, компетентность в области устойчивого развития

Список литературы

  1. Касимов Н.С., Добролюбов С.А., Алексеева Н.Н. Высшее географическое и экологическое образование: современное состояние и проблемы. Университеты в евразийском образовательном пространстве. Москва, 2017. С. 146–164.
  2. Касимов Н.С., Мазуров Ю.Л. Концепция устойчивого развития и её производные: студенческий дискурс. М. — Смоленск: Универсум, 2007. 192 с.
  3. Образование для устойчивого развития: Материалы Всеросс. совещ. Смоленск: Маджента, 2003. 158 с.
  4. Образование для устойчивого развития: Материалы семин. «Экологическое образование и образование для устойчивого развития». Смоленск: Универсум, 2004. 165 с.
  5. Образование для устойчивого развития в высшей школе России: научные основы и стратегии развития. М.: Географический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2008. 238 с.

Для цитирования: Щитова Н.А., Белозёров В.С., Зольникова Ю.Ф. Формирование компетенций в области устойчивого развития у студентов по направлению «География». ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Издательство Московского университета, 2020. Т. 26. Ч. 1. С. 22–29 DOI: 10.35595/2414-9179-2020-1-26-22-29

For citation: Shchitova N.A., Belozerov V.S., Zolnikova J.F. Formation of competencies in the field of sustainable development among students of the direction of training “Geography”. InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: Moscow University Press, 2020. V. 26. Part 1. P. 22–29. DOI: 10.35595/2414-9179-2020-1-26-22-29 (in Russian)