Пермский классический университет и Пермский аграрно-технологический университет: опыт проведения совместных полевых учебных практик для студентов естественнонаучных факультетов

DOI: 10.35595/2414-9179-2019-2-25-406-412

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторах

Е.С. Черепанова

Пермский государственный национальный исследовательский университет,
ул. Букирева, д. 15, 614990, Пермь, Россия,
E-mail: cherepanova_es@rambler.ru

М.А. Алёшин

Пермский государственный аграрно-технологический университет,
ул. Петропавловская, д. 23, 614000, Пермь, Россия,
E-mail: matvei0704@mail.ru

М.Д. Худорожков

Пермский государственный национальный исследовательский университет,
ул. Букирева, д. 15, 614990, Пермь, Россия,
E-mail: mishahudor@yandex.ru

Аннотация

Основная задача современного образовательного процесса в высшей школе — максимально приблизить теоретическое обучение по профильным дисциплинам учебного плана к условиям производства и максимально насытить прикладными аспектами. Важнейшее условие успешного освоения основной образовательной программы высшего образования любого направления является последовательность освоения студентами всех её блоков — дисциплин, практик и государственной итоговой аттестации. Учебные практики для студентов прикладных факультетов высших учебных заведений (в нашем случае студентов географического факультета ПГНИУ и студентов факультета почвоведения, агрохимии, экологии и товароведения ПГАТУ), чья учебная деятельность связана с исследованиями природной и антропогенной среды различными методами, занимают особое место. Основная цель такого рода практики — получение первичных умений и навыков, закрепление теоретических знаний, полученных в процессе теоретического обучения. Такие практики, как правило, проходят на территориях учебно-научных баз, учебно-опытных хозяйств, стационаров, где присутствуют эталонные природные и антропогенные элементы, и используются базовые и современные технологии обработки данных.

Усилиями преподавателей Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) и Пермского аграрно-технологического университета (ПАГТУ) был реализован проект совместного проведения полевой учебной практики в рамках конкретного хозяйства. Главная цель подобных инициатив — в условиях научного взаимодействия вовлечь студентов разных направлений подготовки в полный цикл производственной деятельности предприятия, работающего с пространственными данными — от сбора и анализа первичных пространственных данных до выдачи готового картографического продукта.

В рамках практики были спланированы и осуществлены полевые и камеральные работы на одном из крупнейших сельскохозяйственных предприятий Пермского края, основными видами деятельности которого является разведение крупного рогатого скота, мясное и молочное скотоводство, а также выращивание зернобобовых и зерновых культур. Результатом работ должны были стать картографические произведения — картограммы показателей, определяющих уровень плодородия почвы.

Ключ. слова

точное земледелие, ГИС-технологии, составление картограмм по агрохимическим показателям

Список литературы

  1. Алёшин М.А., Черепанова Е.С. Межвузовское сотрудничество в сфере организации и проведения учебных практик в условиях конкретного сельскохозяйственного производства. Геоинформационное обеспечение пространственного развития Пермского края, 2017. № 10. С. 12–15.
  2. Бобкова Ю.А., Лобков В.Т. Использование технологий точного земледелия при создании агрохимических картограмм. Вестник ОрёлГАУ, 2017. № 4 (67). С. 25–31.
  3. Михайлов С.И. Применение дистанционного зондирования Земли для целей высокоточного земледелия. Земля из Космоса, 2012. № 14. С. 24–26.
  4. Труфляк Е.В. Основные элементы системы точного земледелия: учеб. пособие. Краснодар: КубГАУ, 2016. 39 с.
  5. Якушев В.П., Якушев В.В. Информационное обеспечение точного земледелия. СПб.: Изд-во ПИЯФ РАН, 2007. 382 с.

Для цитирования: Черепанова Е.С., Алёшин М.А., Худорожков М.Д. Пермский классический университет и Пермский аграрно-технологический университет: опыт проведения совместных полевых учебных практик для студентов естественнонаучных факультетов. ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Издательство Московского университета, 2019. Т. 25. Ч. 2. С. 406–412 DOI: 10.35595/2414-9179-2019-2-25-406-412

For citation: Cherepanova E.S., Alyoshin M.A., Khudorozhkov M.D. Perm State University and Perm Agro-Technological University: experience of joint field training practices for students of natural scientific faculties. InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: Moscow University Press, 2019. V. 25. Part 2. P. 406–412. DOI: 10.35595/2414-9179-2019-2-25-406-412 (in Russian)