Посмотреть или загрузить статью (Rus)
Об авторе
А.И. Ельчанинов
ул. Космонавтов, д. 2, 129366, Москва, Россия,
E-mail: aelchaninov@mail.ru
Аннотация
Проект по организации торговых отношений между Китаем и другими странами возник во второй половине II века до нашей эры. Караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в средние века, использовалась в первую очередь для вывоза шёлка из Китая. Поэтому в 1877 году немецкий географ Ф.Ф. фон Рихтгофен назвал этот маршрут, дававший возможность установления деловых контактов, культурного диалога, способствовавший взаимному обогащению крупных цивилизаций, — «Шёлковый путь». К XV веку сухопутный Шёлковый путь пришёл в упадок, стали развиваться морская торговля и мореплавание.
На настоящем этапе развития человечество осознало необходимость восстановления межгосударственного и межнационального взаимодействия, заложенного в период существования Великого Шёлкового пути.
На XXIV сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1987 году был разработан проект по комплексному изучению Великого Шёлкового пути. Этот международный проект действовал по двум крупным программам ЮНЕСКО: «Окружающая человека среда, ресурсы земли и моря» и «Культура и будущее».
В последующие годы продолжалась разработка идеи воссоздания и расширения возможностей, заложенных в древности в Великом Шёлковом пути.
В 2013 году Председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул концепцию «Нового шёлкового пути» под лозунгом «Один пояс – один путь», включающую проекты «Экономический пояс Шёлкового пути» и «Морской Шёлковый путь XXI века». В стратегию «Нового Шёлкового пути» включён проект развития Северного морского пути.
Северный морской путь — главная судоходная магистраль, проходящая по морям Северного Ледовитого океана, соединяющая европейские и дальневосточные порты, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему Арктики.
История СМП начиналась с первых плаваний поморов. Освоение, изучение и описание морских путей российской Арктики продолжалось и далее. Развитие арктического судоходства способствовало началу промышленной разработки природных ресурсов региона. Широкомасштабное промышленное освоение арктических территорий началось в 1930-е годы.
Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов ледоколы сыграли большую роль в проводке северных конвоев. Были специально переоборудованы существующие порты, построены новые полярные станции, а также развёрнуты дополнительные аэродромы. В послевоенные годы арктическое мореплавание получило дальнейшее развитие благодаря вводу в строй ледокольных судов новых классов.
В статье представлена созданная в 2018 году карта Северного морского пути, на которой показаны объекты, сооружённые в 1930–1940-е годы.
В июле 2017 года во время визита в Россию председатель КНР Си Цзиньпин с президентом В.В. Путиным достигли договорённости о развитии и использовании арктического морского пути и создании Ледового Шёлкового пути — морского пути, объединяющего Северную Америку, Восточную Азию и Западную Европу.
В рамках проекта «Ледового Шёлкового пути» танкеры с продукцией «Ямал СПГ» впервые в истории прошли СМП без ледокольного сопровождения летом 2018 года и прибыли из арктического порта Саббета в китайский порт Цзянсу Жудун. Этими рейсами открыто начало регулярных поставок СПГ по Северному морскому пути.
Ключ. слова
Список литературы
- Белов М.И. Научное и хозяйственное освоение Советского Севера. 1933–1945 гг. История открытия и освоения Северного морского пути. Т. 4. М.: Морской транспорт, 1969. 616 с.
- Ван Ф. Шёлковый путь и мировая цивилизация. Китай, 2017. № 10. С. 64–67.
- Ельчанинов А.И. По Великому Шёлковому пути — дороге мира и туризма. Туризм: управление, экономика, наука. Вып. 2. М.: ВНИЛТЭ ЦСТЭ, 1991. С. 90–96.
- История исследований, открытий и освоения Арктики. Национальный атлас Арктики. М.: Росреестр, 2017. С. 19, 94–113.
- Пилясов А.Н. Арктика России: состояние и перспективы. Российский север: модернизация и развитие. М.: Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам севера и Дальнего Востока, 2012. Электронный ресурс: http://rosnord.ru/strategy/standpoint/65 (дата обращения 25.06.2018).
- Радкевич В.А. Великий шёлковый путь. М.: Агропромиздат, 1990. 238 с.
- Раклов В.П. Географические информационные системы в тематической картографии: Учебное пособие для вузов. 4-е изд. М.: Академический проект, 2014. 176 с.
- Рукша В.В., Смирнов А.А., Кашка М.М., Бабич Н.Г. Атомный ледокольный флот России и перспективы развития Северного морского пути. Арктика. Экология и экономика. М.: ФГУП «Атомфлот», 2011. № 1. С. 52–61.
- Северная энциклопедия. Сост. Е.Р. Акбальян. М.: Европейские издания: Северные просторы, 2004. 1196 с.
- Сяо И. Китайский путешественник на древнем шёлковом пути. Китай, 2017. № 10 (144). С. 58–60.
- Цзун Х. Проект в рамках «Ледового Шёлкового пути». Китай, 2018. № 1 (147). С. 46–48.
Для цитирования: Ельчанинов А.И. По Великому Шёлковому пути — Ледовому Шёлковому пути — дороге мира и экономического сотрудничества. ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Издательство Московского университета, 2019. Т. 25. Ч. 2. С. 330–344 DOI: 10.35595/2414-9179-2019-2-25-330-344
For citation: Elchaninov A.I. On the Great Silk Road—the Ice Silk Road—the road of peace and economic cooperation. InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: Moscow University Press, 2019. V. 25. Part 2. P. 330–344. DOI: 10.35595/2414-9179-2019-2-25-330-344 (in Russian)