По Великому Шёлковому пути — Ледовому Шёлковому пути — дороге мира и экономического сотрудничества

DOI: 10.35595/2414-9179-2019-2-25-330-344

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторе

А.И. Ельчанинов

Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва,
ул. Космонавтов, д. 2, 129366, Москва, Россия,
E-mail: aelchaninov@mail.ru

Аннотация

Проект по организации торговых отношений между Китаем и другими странами возник во второй половине II века до нашей эры. Караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в средние века, использовалась в первую очередь для вывоза шёлка из Китая. Поэтому в 1877 году немецкий географ Ф.Ф. фон Рихтгофен назвал этот маршрут, дававший возможность установления деловых контактов, культурного диалога, способствовавший взаимному обогащению крупных цивилизаций, — «Шёлковый путь». К XV веку сухопутный Шёлковый путь пришёл в упадок, стали развиваться морская торговля и мореплавание.

На настоящем этапе развития человечество осознало необходимость восстановления межгосударственного и межнационального взаимодействия, заложенного в период существования Великого Шёлкового пути.

На XXIV сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1987 году был разработан проект по комплексному изучению Великого Шёлкового пути. Этот международный проект действовал по двум крупным программам ЮНЕСКО: «Окружающая человека среда, ресурсы земли и моря» и «Культура и будущее».

В последующие годы продолжалась разработка идеи воссоздания и расширения возможностей, заложенных в древности в Великом Шёлковом пути.

В 2013 году Председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул концепцию «Нового шёлкового пути» под лозунгом «Один пояс – один путь», включающую проекты «Экономический пояс Шёлкового пути» и «Морской Шёлковый путь XXI века». В стратегию «Нового Шёлкового пути» включён проект развития Северного морского пути.

Северный морской путь — главная судоходная магистраль, проходящая по морям Северного Ледовитого океана, соединяющая европейские и дальневосточные порты, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему Арктики.

История СМП начиналась с первых плаваний поморов. Освоение, изучение и описание морских путей российской Арктики продолжалось и далее. Развитие арктического судоходства способствовало началу промышленной разработки природных ресурсов региона. Широкомасштабное промышленное освоение арктических территорий началось в 1930-е годы.

Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов ледоколы сыграли большую роль в проводке северных конвоев. Были специально переоборудованы существующие порты, построены новые полярные станции, а также развёрнуты дополнительные аэродромы. В послевоенные годы арктическое мореплавание получило дальнейшее развитие благодаря вводу в строй ледокольных судов новых классов.

В статье представлена созданная в 2018 году карта Северного морского пути, на которой показаны объекты, сооружённые в 1930–1940-е годы.

В июле 2017 года во время визита в Россию председатель КНР Си Цзиньпин с президентом В.В. Путиным достигли договорённости о развитии и использовании арктического морского пути и создании Ледового Шёлкового пути — морского пути, объединяющего Северную Америку, Восточную Азию и Западную Европу.

В рамках проекта «Ледового Шёлкового пути» танкеры с продукцией «Ямал СПГ» впервые в истории прошли СМП без ледокольного сопровождения летом 2018 года и прибыли из арктического порта Саббета в китайский порт Цзянсу Жудун. Этими рейсами открыто начало регулярных поставок СПГ по Северному морскому пути.

Ключ. слова

Великий Шёлковый путь, Северный морской путь, Ледовый Шёлковый путь, дорога мира, экономическое сотрудничество, культурное наследие, картографирование

Список литературы

  1. Белов М.И. Научное и хозяйственное освоение Советского Севера. 1933–1945 гг. История открытия и освоения Северного морского пути. Т. 4. М.: Морской транспорт, 1969. 616 с.
  2. Ван Ф. Шёлковый путь и мировая цивилизация. Китай, 2017. № 10. С. 64–67.
  3. Ельчанинов А.И. По Великому Шёлковому пути — дороге мира и туризма. Туризм: управление, экономика, наука. Вып. 2. М.: ВНИЛТЭ ЦСТЭ, 1991. С. 90–96.
  4. История исследований, открытий и освоения Арктики. Национальный атлас Арктики. М.: Росреестр, 2017. С. 19, 94–113.
  5. Пилясов А.Н. Арктика России: состояние и перспективы. Российский север: модернизация и развитие. М.: Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам севера и Дальнего Востока, 2012. Электронный ресурс: http://rosnord.ru/strategy/standpoint/65 (дата обращения 25.06.2018).
  6. Радкевич В.А. Великий шёлковый путь. М.: Агропромиздат, 1990. 238 с.
  7. Раклов В.П. Географические информационные системы в тематической картографии: Учебное пособие для вузов. 4-е изд. М.: Академический проект, 2014. 176 с.
  8. Рукша В.В., Смирнов А.А., Кашка М.М., Бабич Н.Г. Атомный ледокольный флот России и перспективы развития Северного морского пути. Арктика. Экология и экономика. М.: ФГУП «Атомфлот», 2011. № 1. С. 52–61.
  9. Северная энциклопедия. Сост. Е.Р. Акбальян. М.: Европейские издания: Северные просторы, 2004. 1196 с.
  10. Сяо И. Китайский путешественник на древнем шёлковом пути. Китай, 2017. № 10 (144). С. 58–60.
  11. Цзун Х. Проект в рамках «Ледового Шёлкового пути». Китай, 2018. № 1 (147). С. 46–48.

Для цитирования: Ельчанинов А.И. По Великому Шёлковому пути — Ледовому Шёлковому пути — дороге мира и экономического сотрудничества. ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Издательство Московского университета, 2019. Т. 25. Ч. 2. С. 330–344 DOI: 10.35595/2414-9179-2019-2-25-330-344

For citation: Elchaninov A.I. On the Great Silk Road—the Ice Silk Road—the road of peace and economic cooperation. InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: Moscow University Press, 2019. V. 25. Part 2. P. 330–344. DOI: 10.35595/2414-9179-2019-2-25-330-344 (in Russian)