К ОБОСНОВАНИЮ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОСЛАВНОГО АТЛАСА РОССИИ

DOI: 10.24057/2414-9179-2018-1-24-536-547

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторах

Гуня А.Н.

Институт географии РАН,
Старомонетный переулок, 29, 119017, Москва, Россия,
E-mail: gunyaa@yahoo.com

Ефимов А.Б.

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет,
Лихов пер., 6, стр. 1, 127051, Москва, Россия,
E-mail: missioner2017pstgu@gmail.com

Аннотация

Концепция православного атласа России базируется на комплексе методологических и мировоззренческих подходов в области сбора, анализа и картографической визуализации эмпирических данных об истории, распространении и современном состоянии православия в России, его взаимоотношении с другими религиями. В основе создания православного атласа России лежит сочетание нескольких блоков: 1) философско-богословское обоснование концепции, объекта картографирования и его особенностей для территории России; 2) сбор и упорядочение пространственной информации — инвентаризация историко-культурных процессов, происходивших и происходящих на территории России, переложение их в карты; 3) аналитический блок, включающий интерпретацию, связь с другими явлениями и процессами, такими как природная среда, расселение, социально-экономическое развитие и др. В современных картографических работах представлены лишь элементы второго блока. Целостную картину о распространении и характере религиозных процессов можно получить, лишь учитывая территориальную природную и культурную специфику России. Эта специфика раскрыта в трудах русских философов. В частности, И.А. Ильин выразил ее в трех свойствах России: бремени большой территории, бремени суровой природы и бремени многонационального состава страны.

Важнейшими результатами работы над атласом станут: 1) инвентаризация духовно-культурного наследия России; 2) отражение современного состояния, глубина и степень укорененности духовных ценностей в культурную среду, выявление трендов изменения в религиозной ситуации в регионах, появление рисков и конфликтов; 3) изучение связи духовно-культурных процессов с процессами в экономике, окружающей среде; 4) разработка методов изучения религиозных процессов в пространстве и их картографическая визуализация; 5) создание методологии междисциплинарного анализа и синтеза религиозных процессов в географической среде. Работа над Атласом должна объединить ученых, философов и богословов. И это тоже один из важных результатов.

Ключ. слова

атлас, религиозные процессы, православие, территория России, духовно-культурное наследие

Список литературы

  1. Винокурова Л.С., Зорин В.Ю., Казьмина О.Е. и др. Карта «Религии Российской Федерации». М.: Федеральная служба геодезии и картографии России. Производственное картосоставительское объединение «Картография», 2003.
  2. Гуня А.Н. Географический анализ территории в миссионерстве и паломничестве // Научные труды миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. М.: ИИУ МГОУ, 2016. С. 256–259.
  3. Гуня А.Н., Ефимов А.Б. Освоение и динамика духовно-культурного пространства России // Культурное наследие России. 2016а. № 4 (15). С. 3–9.
  4. Гуня А.Н., Ефимов А.Б. Освоенность территории России: национально-культурные особенности и тренды // Культурное наследие России. 2016б. № 3. С. 85–91.
  5. Гусейн-Заде С.М., Тикунов В.С. Анаморфозы: что это такое? М.: Эдиториал УРСС, 1999. 168 с.
  6. Ильин И.А. О путях России // Собрание сочинений (сост. Ю.Т. Лисица). М.: Русская книга, 1996. Т. 6, кн. 2. С. 7–34.
  7. Колосов В.А., Тикунов В.С., Заяц Д.В. Мир в зеркале средств массовой информации: использование анаморфоз в политико-географическом анализе // Вестн. Моск. ун-та. Серия 5: География. 2000. № 2. С. 15–27.
  8. Котова О.И. Некоторые вопросы картографирования истории и современного состояния православия на территориях Севера и Сибири // Богословие, история и практика миссий. Альманах миссионерского факультета. Вып. 2. М.: ПСТГУ, 2014. С. 61–75.
  9. Минакир П.А., Демьяненко А.Н., Пилясов А.Н. Концептуальные основы пространственного подхода // Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез. М.: Медиа-Пресс, 2013. C. 31–43.
  10. Озерова Г.Н., Андреева Т.А., Артемьев Ю.М., Литвинова М.В. Первый отечественный атлас «Русская Православная Церковь: из века в век». Современное состояние и перспективы // Православие в судьбе Урала и России: история и современность. Материалы науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2010. С. 24–28.
  11. Пучков П.И. Конфессиональная картография в России // Этнографическое обозрение. 2007. № 4. С. 37–42.
  12. Сафронов С.Г. «География» русского православного старчества XVIII — начала XX вв. // Вестник исторической географии. Серия 3. М.: Эслан, 2005. C. 138–160.
  13. Христианские святыни Кабардино-Балкарии: Справочник-путеводитель. Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых (ООО «Полиграфсервис и Т»), 2013. 176 с.
  14. Religious Congregations and Membership in the United States, 2000. ASARB. Nashville, TN: Glenmary Research Center.

Для цитирования: Гуня А.Н., Ефимов А.Б. К ОБОСНОВАНИЮ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОСЛАВНОГО АТЛАСА РОССИИ. Материалы Международной конференции «ИнтерКарто. ИнтерГИС». 2018;24(1):536–547. DOI: 10.24057/2414-9179-2018-1-24-536-547

For citation: Gunya A.N., Efimov A.B. TO THE RATIONALE OF THE CONCEPT OF THE ORTHODOX ATLAS OF RUSSIA. Proceedings of the International conference “InterCarto. InterGIS”. 2018;24(1):536–547 DOI: 10.24057/2414-9179-2018-1-24-536-547 (in Russian)