УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «ГИС-БАЙКАЛ»

DOI: 10.24057/2414-9179-2017-3-23-265-272

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторах

А. Н. Бешенцев

ФГБУН Байкальский институт природопользования СО РАН
Россия
670047, Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 8

Д. А. Габеева

ФГБУН Байкальский институт природопользования СО РАН
Россия
670047, Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 8

Аннотация

В статье обозначены основные виды территориальной деятельности, нуждающиеся в квалифицированных кадрах в области создания и использования предметных и междисциплинарных геоинформационных систем. Определены методические проблемы современного геоинформационного образования в Байкальском регионе, и сделан акцент на необходимости обучения студентов и школьников старших классов на региональном географическом материале. В качестве средства оптимизации геоинформационого образования и просвещения населения предложена и апробирована учебно-методическая программа «ГИС-Байкал». Рассмотрены технологические и методические элементы этой программы. Обоснованы преимущества электронных средств обучения, рассмотрены особенности визуальных материалов, предложена авторская методическая разработка, совмещающая мультимедийные презентации и печатные материалы. Определены цели и задачи учебной ГИС, состоящей из информационной, технологической и аналитической подсистем, описана структура и содержание подсистем. Установлены территориальные уровни для решения пространственных задач, определены соответствующие масштабы и элементы содержания топографических основ. Представлены результаты апробации программы при проведении летних экологических практик со студентами и школьниками старших классов в МЭОЦ «Истомино» на берегу оз. Байкал. Описан механизм обучения, повременная организация, процедуры и операции проведения полевых и камеральных работ при реализации программы. В заключение дана оценка образовательного потенциала предлагаемой учебно-методической программы, обоснованы выводы о её эффективности, предложены области применения.

Ключ. слова

геоинформационное образование, электронные средства обучения, ГИС, территориальная деятельность, пространственный анализ

Список литературы

  1. Балашова Т.А. Роль геоинформационных систем в образовании // Вестник Алтайского государственного университета. – 2010. – № 3. – С. 4–7.
  2. Быстров А.Ю., Лубнин Д.С., Груздев С.С., Андреев М.В., Дрыга Д.О., Шкуров Ф.В., Колосов Ю.В. Применение геоинформационных технологий в дополнительном школьном образовании. // Экология, экономика, информатика. – Ростов-на-Дону. – 2016. – С. 42–47.
  3. Денисов Д.А. Теоретические основы геоинформационных систем и методика использования ГИС в экологическом образовании. // Вестник Мининского университета. – 2015. – № 2 (10) – С. 26.
  4. Лазебник О.А., Дьячковский Г.Е. Геоинформационные системы, их возможности и внедрение в образование // География для будущих поколений. – Якутск. – 2001. – С. 67–70.
  5. Куприенко В.Ю., Куролап С.А. Геоинформационные системы в профессиональном геоэкологическом образовании // Волновые процессы в неоднородных и нелинейных средах – Воронеж. – 2004. – С. 152–155.
  6. Новенко Д.В. Опыт использования геоинформационных технологий в школьном образовании // География в школе. – 2009. – № 5. – С. 34–37.
  7. Пивоварова И.И. Геоинформационные технологии в образовании // Современное образование: содержание, технологии, качество. – 2015. – № 1. – С. 150–151.
  8. Цветков В.Я. Особенности применения геоинформационных систем в образовании // Управление образованием: теория и практика. – 2013. – № 4 (12). – С. 15–18.

Для цитирования: Бешенцев А.Н., Габеева Д.А. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «ГИС-БАЙКАЛ». Материалы Международной конференции «ИнтерКарто. ИнтерГИС». 2017;23(3):265–272. DOI: 10.24057/2414-9179-2017-3-23-265-272

For citation: Beshentsev A.N., Gabeeva D.A. THE EDUCATIONAL-METHODICAL “GIS-BAIKAL” PROGRAM. Proceedings of the International conference “InterCarto. InterGIS”. 2017;23(3):265–272 DOI: 10.24057/2414-9179-2017-3-23-265-272 (in Russian)