О КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И ПАРАДОКСАХ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

DOI: 10.24057/2414-9179-2017-3-23-258-264

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторах

О. В. Отто

ГБОУВО «Алтайский государственный университет»
Россия
656049, Барнаул, пр. Ленина 61

А. Г. Редькин

ФГБОУВО «Алтайский государственный университет»
Россия
656049, Барнаул, пр. Ленина 61

Аннотация

Программа изучения географии в средней (полной) общеобразовательной школе предусматривает изучение школьниками раздела «Источники географической информации», который включает формирование таких понятий, как географические модели: глобус, географическая карта, план местности, представлений об их основных параметрах и элементах (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть), а также владение определёнными умениями (ориентирование по карте, чтение карт, космических и аэрофотоснимков), составляющими основы картографической грамотности. Основной государственный экзамен, благодаря срезу знаний после окончания 9 класса, показывает в целом невысокий уровень картографических знаний и умений – только 37% школьников могут правильно определить географические координаты, а менее 30% – измерить расстояние между объектами по топографической карте. В рамках школьной программы у учеников не возникает понимания того, что географические знания в целом и картографические в частности формируют пространственное мироощущение человека, априори сопровождают его всю жизнь и имеют цивилизационное значение.

Иной результат показывает единый государственный экзамен по географии в 11 классе. За период обучения в 10–11 классах, мотивированные выпускники, сдающие экзамен по географии, заметно улучшают уровень своей картографической грамотности, хотя школьная программа этому никак не способствует.

Сложившаяся ситуация имеет системный характер и требует системных методов её решения. В практике преподавания географии в основной и средней (полной) школе следует изменить структуру обучения, уделяя больше внимания самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, на конкретных примерах повседневной жизни показывая значимость картографических знаний и умений. 

Ключ. слова

географическое образование, картографическая грамотность, государственная итоговая аттестация

Список литературы

  1. Буланов С.В. Проблема совершенствования системы картографических знаний и умений в школьной географии: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. – М., 2001. – 184 c.
  2. Дмитриева В.Т., Подболотова М.И. Концепция «Цифровой Земли» в учебном процессе // ИнтерКарто. ИнтерГИС 22. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий в условиях глобальных изменений климата: материалы Междунар. науч. конф. – М.: Издат дом «Научная библиотека», 2016. – С. 321–331. – http://dx.doi.org/10.24057/2414 - 9179-2016-2-22-321-331.
  3. Концепция развития географического образования в Российской Федерации (ПРОЕКТ). – [Электронный ресурс]. – http://www.rgo.ru/ru/article/koncepciya-razvitiyageograficheskogo-obrazovaniya-v-rossii.
  4. Отто О.В., Праздникова Н.Н. Использование результатов основного государственного экзамена для оценки уровня географического образования школьников Алтайского края // География и природопользование Сибири: сборник научных статей / под ред. Г.Я. Барышникова. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2016. – Вып. 22. – С. 89–99.
  5. Редькин А.Г., Цикунова Е.В. О формировании картографической грамотности у будущих специалистов по туризму: теория и практика // ИнтерКарто. ИнтерГИС 22. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий в условиях глобальных изменений климата: материалы Междунар. науч. конференции. – Т. 2. – М.: Издат. Дом «Научная библиотека», 2016. – С. 338–343. – http://dx.doi.org/10.24057/2414-9179-2016-2-22.

Для цитирования: Отто О.В., Редькин А.Г. О КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И ПАРАДОКСАХ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Материалы Международной конференции «ИнтерКарто. ИнтерГИС». 2017;23(3):258–264. DOI: 10.24057/2414-9179-2017-3-23-258-264

For citation: Otto O.V., Red’kin A.G. ОN CARTOGRAPHIC LITERACY OF STUDENTS AND GEOGRAPHICAL EDUCATION PARADOXES. Proceedings of the International conference “InterCarto. InterGIS”. 2017;23(3):258–264 DOI: 10.24057/2414-9179-2017-3-23-258-264 (in Russian)