Посмотреть или загрузить статью (Rus)
Об авторах
О. В. Отто
Россия
656049, Барнаул, пр. Ленина 61
А. Г. Редькин
Россия
656049, Барнаул, пр. Ленина 61
Аннотация
Программа изучения географии в средней (полной) общеобразовательной школе предусматривает изучение школьниками раздела «Источники географической информации», который включает формирование таких понятий, как географические модели: глобус, географическая карта, план местности, представлений об их основных параметрах и элементах (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть), а также владение определёнными умениями (ориентирование по карте, чтение карт, космических и аэрофотоснимков), составляющими основы картографической грамотности. Основной государственный экзамен, благодаря срезу знаний после окончания 9 класса, показывает в целом невысокий уровень картографических знаний и умений – только 37% школьников могут правильно определить географические координаты, а менее 30% – измерить расстояние между объектами по топографической карте. В рамках школьной программы у учеников не возникает понимания того, что географические знания в целом и картографические в частности формируют пространственное мироощущение человека, априори сопровождают его всю жизнь и имеют цивилизационное значение.
Иной результат показывает единый государственный экзамен по географии в 11 классе. За период обучения в 10–11 классах, мотивированные выпускники, сдающие экзамен по географии, заметно улучшают уровень своей картографической грамотности, хотя школьная программа этому никак не способствует.
Сложившаяся ситуация имеет системный характер и требует системных методов её решения. В практике преподавания географии в основной и средней (полной) школе следует изменить структуру обучения, уделяя больше внимания самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, на конкретных примерах повседневной жизни показывая значимость картографических знаний и умений.
Ключ. слова
Список литературы
- Буланов С.В. Проблема совершенствования системы картографических знаний и умений в школьной географии: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. – М., 2001. – 184 c.
- Дмитриева В.Т., Подболотова М.И. Концепция «Цифровой Земли» в учебном процессе // ИнтерКарто. ИнтерГИС 22. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий в условиях глобальных изменений климата: материалы Междунар. науч. конф. – М.: Издат дом «Научная библиотека», 2016. – С. 321–331. – http://dx.doi.org/10.24057/2414 - 9179-2016-2-22-321-331.
- Концепция развития географического образования в Российской Федерации (ПРОЕКТ). – [Электронный ресурс]. – http://www.rgo.ru/ru/article/koncepciya-razvitiyageograficheskogo-obrazovaniya-v-rossii.
- Отто О.В., Праздникова Н.Н. Использование результатов основного государственного экзамена для оценки уровня географического образования школьников Алтайского края // География и природопользование Сибири: сборник научных статей / под ред. Г.Я. Барышникова. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2016. – Вып. 22. – С. 89–99.
- Редькин А.Г., Цикунова Е.В. О формировании картографической грамотности у будущих специалистов по туризму: теория и практика // ИнтерКарто. ИнтерГИС 22. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий в условиях глобальных изменений климата: материалы Междунар. науч. конференции. – Т. 2. – М.: Издат. Дом «Научная библиотека», 2016. – С. 338–343. – http://dx.doi.org/10.24057/2414-9179-2016-2-22.
Для цитирования: Отто О.В., Редькин А.Г. О КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И ПАРАДОКСАХ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Материалы Международной конференции «ИнтерКарто. ИнтерГИС». 2017;23(3):258–264. DOI: 10.24057/2414-9179-2017-3-23-258-264
For citation: Otto O.V., Red’kin A.G. ОN CARTOGRAPHIC LITERACY OF STUDENTS AND GEOGRAPHICAL EDUCATION PARADOXES. Proceedings of the International conference “InterCarto. InterGIS”. 2017;23(3):258–264 DOI: 10.24057/2414-9179-2017-3-23-258-264 (in Russian)