КИБЕРНЕТИКА И ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КИБЕРНЕТИКА ОБУЧЕНИЯ И ОБУЧЕНИЕ КИБЕРНЕТИКЕ

DOI: 10.24057/2414-9179-2017-3-23-210-224

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторе

М. Р. Арпентьева

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского
Россия
248023, ул. Разина Ст., 22/48, 809 ауд.

Аннотация

В работе современного географа значительное место занимают компьютерные и медиатехнологии, а в географическом образовании важное место занимает обучение кибернетическим дисциплинам и дисциплинам, предполагающим применение компьютерных технологий. Современное географическое образование предполагает широкое внедрение инновационных технологий, позволяющих обучающимся полно и глубоко понимать предмет и способы профессиональной деятельности, а также эффективно и продуктивно действовать, опираясь на это понимание. Компьютерные технологии выступают как важное условие получения качественного профессионального образования, а также важное средство профессиональной деятельности современного специалиста-географа. Статья посвящена сравнению трёх современных подходов к изучению и оптимизации обучения кибернетике и программированию в рамках географического образования: 1. подход, посвящённый исследованию «стилей обучения», 2. метакогнитивный подход к обучению кибернетике и программированию и 3. интерсубъективный, эвергетический или собственно кибернетический подход. Отмечаются их достоинства и ограничения в контексте географического образования, их внешние различия и внутреннее единство как форм повышения продуктивности и условий осуществления диалогического взаимодействия ученика и учителя в контексте получения качественного географического образования.

Ключ. слова

географическое образование, кибернетика, контекстное обучение, интерсубъективное обучение, метакогнитивное обучение

Список литературы

  1. Арпентьева М.Р. Эвергетические стратегии и управление развитием сообществ // Материалы XVII Международной конференции «Проблемы управления и моделирования в сложных системах» 22–25 июня 2015 г., Самара. – Самара: ИПУСС РАН, 2015. – С. 174–180.
  2. Арпентьева М.Р. Модусы дидактической коммуникации и понимание // Вестник Костромского государственного университета. – Серия «Педагогика. Психология. Социальные науки». – 2015. – № 1. – С.33–42.
  3. Арпентьева М.Р. Нравственные проблемы медиатизации и когнитивные способности личности // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей и материалов Международной научно-практической конференции 11–13 февраля 2016 г., Коломна / Под ред. Р.В. Ершовой. – Коломна: ГСГУ, 2016. – С. 28–37.
  4. Бейтсон Г. Экология разума. – М.: Смысл, 2000. – 500 с.
  5. Богданова Е. А. Стиль учения как проявление персонального познавательного стиля ученика // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 7. – С.3–12.
  6. Вакуленко С. Предсказание темного будущего // Мир фантастики. – М.: ТехноМир, 2004. – Вып. 2. – С. 91–93.
  7. Виттих В.А., Моисеева Т.В., Скобелев П.О. Принятие решений на основе консенсуса с применением мультиагентных технологий // Онтология проектирования. – 2013. – №2 (8). – С.20–25.
  8. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология метакогнитивных процессов личности. – М.: «Институт психологии РАН», 2005. – 352 с.
  9. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. – М.: Педагогика, 1987. – 176 с.
  10. Лепский В.Е. Философия и методология управления в контексте развития научной рациональности // Труды XII Всероссийского совещания по проблемам управления. – М.: ИПУСС РАН, 2014. – C. 7785–7796.
  11. Меньшиков П.В. Психология учебного взаимодействия. – Калуга: КГУ имени К.Э. Циолковского, 2014. – 172 с.
  12. Минигалиева М.Р. Изучение психологии и самопознание студентов. Психотерапевтическая модель педагогического общения Л.А. Петровской. – Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012. – 632с.
  13. Минигалиева М.Р. Образовательно-воспитательное взаимодействие: умение учиться и умение учить. – Калуга, КГУ им. К.Э, Циолковского, 2014. – 32с.
  14. Ничипоренко Н. П. Развитие представлений студентов-педагогов об умении учиться. Дисс. ... канд. психол. Наук. – Калуга: КГУ, 2000. – 190 c.
  15. Новиков Д.А. Кибернетика: Навигатор: История кибернетики, современное состояние, перспективы развития. – М.: ЛЕНАНД, 2016. – 160 с.
  16. Олейникова Е.В. Влияние подхода к учению у школьников на понимание учебных текстов. Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М.: Изд-во МГУ имени М.В. Ломоносова, 2012. – 20 с.
  17. Попов М. Киберпанк 1980: модель для сборки // Мир фантастики: журнал. – М.: ТехноМир, 2004. – Вып. 2. – С. 46–52.
  18. Тарабанов Дм. Киберпанк // Мир фантастики: журнал. – М.: ТехноМир, 2004. – Вып. 2. – С. 22–25.
  19. Фомин А.Е. Метакогнитивный мониторинг решения учебных задач: механизмы и искажения. – Калуга: КГУ, 2015. – 252 с.
  20. Харитонов, В.А., Алексеев, А.О. Концепция субъектно-ориентированного управления в социальных и экономических системах // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. Краснодар: КубГАУ, 2015. – № 05 (109). – IDA [article ID]: 1091505043. – Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2015/05/pdf/43.pdf.
  21. Allport G.W. The Nature of Prejudice. – N.Y.: Addison-Wesley Publishing Company, 1979. – 537 с.
  22. Beni G., Wang J. Swarm Intelligence in Cellular Robotic Systems, Proceed // NATO Advanced Workshop on Robots and Biological Systems. Tuscany, Italy, June 26–30, 1989. – N.Y.: NATO, 1989.
  23. Blankenship L. (The Mentor). The Conscience of a Hacker // Phrack. – 1986. – № 1 (7). – Р. 3.
  24. Cavallaro D. Cyberpunk and Cyberculture: Science Fiction and the Work. – NewYork: Continuum International Publishing Group, 2000. – 258 с.
  25. Entwistle N., Ramsden P. Understanding student learning. – London: Croom Helm, 1983. – 330p.
  26. Flavel J.H. Speculations about the nature and development of metacognition. – Hillside, NJ: Lawrence Erlbaum, 1987.
  27. Hafner K., Markoff J. Cyberpunk: Outlaws and Hackers on the Computer Frontier. – revised. – Simon & Schuster, 1995. – 396 р.
  28. Haraway D.A Cyborg Manifesto: Science, technology and socialist feminism in the late twentieth century // Cybercultures Reader / Ed. Bell D., Kennedy B.M. – London & New York: Routledge, 2002. – Рр. 291–325.
  29. Kenny V. There’s Nothing Like the Real Thing. Revisiting the Need for a Third-Order Cybernetics // Constructivist Foundations. – 2009. – No 4 (2). – P. 100–111.
  30. Kirtchev Ch.As. Cyberpunk Manifesto v 2.0. – 2003. Электронный адрес: http://www.cyberpunkreview.com/wiki/index.php?title=Cyberpunk_Manifesto. 31. Mancilla R. Introduction to Sociocybernetics (Part 1,3) // Journal of Sociocybernetics. – 2011. –Vol. 42. – No 9. – P. 35–56. – 2013. – Vol. 44. – No 11. – Pр. 47–73.
  31. Marton F. & Säljö R. Approaches to learning // The Experience of Learning / F. Marton, D. Hounsell & N. J. Entwistle (Eds.). – Edinburgh: Scottish Academic Press, 1997. – Pр. 39–58.
  32. Rzevski G., Skobelev P. Emergent Intelligence in Large Scale Multi-Agent Systems // International journal of education and information technologies. – 2007. – Issue 2, Vol. 1. – Рp. 64–71.
  33. Sterling Br. The Hacker Crackdown, Law and Disorder on the Electronic Frontier. – Bantam Books, 1992. – 328 p.
  34. Storming the Reality Studio: A Casebook of Cyberpunk & Postmodern Science Fiction / ed. by L. McCaffery. – Duke: Duke University Press, 1991. – 387 p.
  35. Tochon F.V. Deep Education // Journal for Educators, Teachers and Trainers, 2010. – Vol. 1. – Pp. 1–12.
  36. Umpleby S.A Brief History of Cybernetics in the United States // Austrian Journal of Contemporary History. – 2008. – Vol. 19. – No 4. – Pp. 28–40.
  37. Vittikh V.A. Evolution of ideas on management processes in the society: from cybernetics to evergetics // Group Decision and Negotiation. – September 2015. – Vol. 24. – Issue 5. – Pp. 825–832.
  38. Vittikh V.A. Heterogeneous Actor and Everyday Life as Key Concepts of Evergetics // Group Decision and Negotiation, November 2015. – Vol. 24. – Issue 6. – Pp. 949–956.
  39. Vittikh V.A. Introduction to the Theory of Intersubjective Management // Group Decision and Negotiation. – January 2015. – Vol. 24. – Issue 1. – Рp. 67–95.
  40. Weinberg G. The psychology of computer programming / Silver anniversary ed.. – New York: Dorset House Publ, 2001. – 384 р.
  41. Wooldridge M. An Introduction to MultiAgent Systems. – N.-Y.: John Wiley & Sons Ltd, 2002. – 366 p.

Для цитирования: Арпентьева М.Р. КИБЕРНЕТИКА И ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КИБЕРНЕТИКА ОБУЧЕНИЯ И ОБУЧЕНИЕ КИБЕРНЕТИКЕ. Материалы Международной конференции «ИнтерКарто. ИнтерГИС». 2017;23(3):210–224. DOI: 10.24057/2414-9179-2017-3-23-210-224

For citation: Arpentieva M.R. CYBERNETICS AND GEOGRAPHICAL EDUCATION: CYBERNETICS OF LEARNING AND LEARNING OF CYBERNETICS. Proceedings of the International conference “InterCarto. InterGIS”. 2017;23(3):210–224 DOI: 10.24057/2414-9179-2017-3-23-210-224 (in Russian)