Посмотреть или загрузить статью (Rus)
Об авторах
Л.А. Израилев
ул. Шевченко, д. 2, Таганрог, Россия, 347900,
E-mail: izrailev@sfedu.ru
Л.В. Гордиенко
ул. Шевченко, д. 2, Таганрог, Россия, 347900,
E-mail: lgordienko@sfedu.ru
Аннотация
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно в автокатастрофах погибает около 1,25 млн чел., а 30–50 млн чел. получают серьезные травмы. В Российской Федерации эта цифра за последние 10 лет в среднем составляла около 17 000 погибших и 201 000 раненых в год. В то же время количество автомобилей на дорогах с каждым годом только увеличивается. В этих условиях задача уменьшения количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и тяжести их последствий остается актуальной. В данной работе предложен метод определения и анализа участков концентрации дорожно-транспортных происшествий (УКДТП) с учетом пространственной привязки события и исследования территории. Участки с однородными пространственными характеристиками объединяются в кластеры и затем анализируются для того, чтобы лучше понять природу возникновения участков концентрации ДТП. Понимание причин появления участков повышенной аварийности будет способствовать более точному прогнозированию данных участков, а также даст возможность проводить более рациональные мероприятия по уменьшению опасностей на данных участках. В результате это позволит снизить количество транспортных происшествий и их ущерб. В работе применяются различные алгоритмы кластеризации на основе плотности: DBSCAN, HDBSCAN, OPTICS. Каждый из указанных алгоритмов проверяется в двух вариантах значений расстояния поиска и минимального числа объектов на кластер. Для проведения анализа ДТП предлагается использование программного обеспечения геоинформационной системы (ГИС) ArcGIS Pro и данных о местоположении ДТП. ГИС ArcGIS Pro имеет мощные функции пространственного анализа, визуализации, обработки пространственных данных. В статье также делается вывод о том, какой алгоритм кластеризации на основе плотности лучше всего подходит для анализа транспортных происшествий.
Ключ. слова
Список литературы
- Герштейн А.М., Терехов А.Н. Выявление участков повышенной опасности на дорогах Массачусетса в 2013–2018 годах. Компьютерные инструменты в образовании, 2021. № 1 (19). С. 46–58. DOI: 10.32603/2071-2340-2021-1-46-58.
- Елисеев М.Е., Галкина Е.Д., Мазунова Л.Н. Критерий для выявления мест концентрации аварий при разработке интеллектуальной информационной транспортной системы. Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2021. № 1. С. 14–23. DOI: 10.46960/1816-210X_2021_1_14.
- Al-Haji G. Traffic safety in developing countries—new approaches in technology transfer by using distance education technique. Master’s thesis, LITH-ITN-2001:156-SE, Linkoping University, Sweden, 2001.
- Arjun D. Clustering techniques and their applications: a review. American journal of advanced computing, 2020. V. 1. No. 4. P. 1–6. DOI: 10.15864/ajac.1404.
- Nisha, Kaur P.J. A survey of clustering techniques and algorithms. 2015 2nd International conference on computing for sustainable global development (INDIACom), 2015. P. 304–307.
- Prasad V., Srikanth T. A survey on clustering algorithms and their constraints. International journal of intelligent systems and applications in engineering, 2023. No. 11 (6s). P. 165–179.
- Smeed R.J. Some statistical aspects of road safety research. Journal of the royal statistical society. Series A (general), 1949. V. 112. No. 1. P. 1–34.
- Soloviev A.A., Zharkikh J.I., Krasnoperov R.I., Nikolov B.P., Agayan S.M. GIS-oriented solutions for advanced clustering analysis of geoscience data using ArcGIS platform. Russian journal of Earth sciences, 2016. V. 16. DOI: 10.2205/2016ES000587.
- Haoxiang Xu. Research on clustering algorithms in data mining. 2022 3rd International conference on big data, artificial intelligence and internet of things engineering (ICBAIE), 2022. P. 652–655. DOI: 10.1109/ICBAIE56435.2022.9985831.
Для цитирования: Израилев Л.А., Гордиенко Л.В. Геоинформационный метод выявления и анализа участков концентрации дорожно-транспортных происшествий. ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Географический факультет МГУ, 2024. Т. 30. Ч. 2. С. 445–455 DOI: 10.35595/2414-9179-2024-2-30-445-455
For citation: Izrailev L.A., Gordienko L.V. Geoinformation method for identifying and analyzing areas of concentration of traffic accidents. InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: MSU, Faculty of Geography, 2024. V. 30. Part 2. P. 445–455. DOI: 10.35595/2414-9179-2024-2-30-445-455 (in Russian)