Посмотреть или загрузить статью (Rus)
Об авторах
М.И. Кайсина
ул. Серикбаева, д. 19, Усть-Каменогорск, Казахстан, 070004,
E-mail: makpal_eco@mail.ru
С.В. Перемитина
ул. Владивостокская, д. 34, Усть-Каменогорск, Казахстан, 070009,
E-mail: andronova1973@mail.ru
А.В. Егорина
ул. 30 Гвардейской дивизии, д. 34, Усть-Каменогорск, Казахстан, 070004,
E-mail: andronova1973@mail.ru
Г.К. Даумова
ул. Серикбаева, д. 19, Усть-Каменогорск, Казахстан, 070004,
E-mail: gulzhan.daumova@mail.ru
Л.А. Линева
пр. Назарбаева, д. 49, Усть-Каменогорск, Казахстан, 070018,
E-mail: _la_lineva@mail.ru
А.С. Чурсин
ул. 30 Гвардейской дивизии, д. 34, Усть-Каменогорск, Казахстан, 070004,
E-mail: eko.chursin@mail.ru
А.В. Павленко
ул. 30 Гвардейской дивизии, д. 34, Усть-Каменогорск, Казахстан, 070004,
E-mail: ellezard@mail.ru
Аннотация
Статья посвящена разработке учебного краеведческого Атласа для Восточно-Казахстанской области (в границах 1997–2022 гг.), цель которого — интеграция краеведческих знаний в образовательный процесс. Краеведение является важным междисциплинарным направлением, играющим особую роль в формировании комплексного представления о родном крае у учащихся. Методологической основой разработки Атласа являются классические принципы атласного картографирования. Этапы создания Атласа включают: анализ образовательных стандартов и программ, определение структуры Атласа, сбор и анализ материалов, разработка содержания Атласа, оформление, тестирование, рецензирование и печать. Материалы разработанного Атласа охватывают различные географические сведения о регионе, включая геологическое строение, климатические условия, гидрографию, особенности растительного и животного мира, природное зонирование, а также экономическое развитие и население региона. Собранные данные адаптированы под уровень понимания учащихся средней школы, что обеспечивает доступность и понятность изложения материала. В качестве примера в работе приведены особенности технологии составления климатологических карт. Особое внимание уделено составлению вопросов и заданий к картам. Результаты исследования показывают, что учебный краеведческий Атлас способствует углублению знаний учащихся о Восточно-Казахстанской области. Атлас включает в себя физико-географические и социально-экономические карты, а также текстовую информацию, которая позволяет учащимся лучше понимать окружающую их среду. Важным результатом является развитие критического мышления и навыков анализа информации у учащихся благодаря заданиям и вопросам, включенным в Атлас. Статья демонстрирует, что создание учебного краеведческого Атласа — это сложный и многогранный процесс, требующий учета современных образовательных подходов и технологий, а также соответствия требованиям образовательных стандартов и программ. Результаты исследования подчеркивают значимость такого Атласа в образовательном процессе, способствуя развитию общекультурных и аналитических компетенций учащихся. Заключительный этап работы над Атласом включает тиражирование и распространение Атласа среди школ Восточно-Казахстанской области, а также рассмотрение возможности цифрового распространения для использования на уроках и внеурочной деятельности.
Ключ. слова
Список литературы
- Акиянова Ф.Ж., Медеу А.Р., Нурмамбетов Э.Н., Потапова Г.П., Сарсеков А.С. Национальный атлас Казахстана. Алматы, 2006.
- Берлянт А.М. Картография. М.: Аспект-ПРЕСС, 2002. 336 с.
- Берлянт А.М., Востокова А.В., Кравцова В.И., Лурье Н.К., Сваткова Т.Г., Сарапипас Б.Б. Картоведение. М.: Аспект-Пресс, 2003. 477 с.
- Гидроклиматические ресурсы Амурской области. Благовещенск: Хабаровское книжное издательство, Амурское отделение, 1983. 68 с.
- Егорина А.В. Генезис атмосферных осадков холодного периода Восточного Казахстана. Тезаурус докладов II съезда ГО СССР. Алма-Ата: Наука, 1985. С. 37–38.
- Егорина А.В. Пространственно-временная изменчивость гидротермических показателей в природных комплексах Восточного Казахстана. Автореферат кандидатской диссертации. Л., 1990. 17 с.
- Егорина А.В., Зинченко Ю.К., Зинченко Е.С. Физическая география Восточного Казахстана. Усть-Каменогорск: Шығыс Полиграф, 2017. 210 с.
- Егорина А.В., Попова К.И. Структура годового цикла осадков по эпохам циркуляции в пределах Юго-Западного Алтая. Барнаул, 1989. С. 34–42.
- Картавцева Е.Н. Картография. Томск: ТГАСУ, 2000. 158 с.
- Климат Юго-Западного Алтая. Усть-Каменогорск, 2002. 240 с.
- Князева Г.В. Применение мультимедийных технологий в образовательных учреждениях. Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева, 2010. № 16. С. 77–95.
- Кривошапкина О.М., Стручкова А.Н. О концепции создания серии краеведческих атласов локального уровня (на примере Республики Саха (Якутия)). Вестник Бурятского государственного университета. Философия, 2010. № 15. С. 190–196.
- Крысанова Т.Д., Паршина Ю.В., Федоров А.В., Чумаченко А.Н. Учебно-краеведческий электронный атлас Саратовской области: принципы и методы создания. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Науки о Земле, 2010. № 10 (1). С. 15–21.
- Омралина М.А. Развитие критического мышления на уроках географии. Обучение и воспитание: методики и практика, 2014. № 17. С. 58–62.
- Пирожков Г.П., Пирожкова И.Г. Краеведение как научная учебная дисциплина через призму современных проблем. Манускрипт, 2016. № 2 (64). С. 156–158.
- Ротанова И.Н., Репин Н.В. Подходы к созданию веб-атласа Алтае-Саянского экорегиона. Известия Алтайского государственного университета, 2014. № 1 (3 (83)). С. 128–132.
- Салищев К.А. Картоведение. М.: МГУ, 1990. 400 с.
- Сергеева К.В. Методика использования учебного атласа в школьном курсе «География России». Дисс. на соиск. уч. степ. канд. педагогич. наук. СПб., 2009. 179 с.
- Справочник по климату СССР. Вып. 18. Казахская ССР. Ч. 4. Влажность воздуха, атмосферные осадки, снежный покров. Л.: ГИМИЗ, 1968. 341 с.
- Стручкова А.Н. Формирование картографических знаний и умений в краеведческом курсе локального уровня по типу Таттинского улуса (района) Республики Саха (Якутия). Вестник Якутского государственного университета (СВФУ), 2010. Т. 7. № 3. С. 95–101.
- Типовая основа м-ба 1:1 000 000 для территории ВКО «Восточно-Казахстанская область». Алматы: Картография, 2000.
- Физико-географический атлас мира. М.: АН СССР и ГУГиК СССР, 1964.
- Фортуна С.А. Роль краеведения в школьном образовании. Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения, 2013. № 1. С. 147–150.
- Kulenova N., Toguzova M., Assylkhanova Z., Mamysheva A., Sadenova M., Rakhymberdina M. Development of three-dimensional models of the spread of pollution on agricultural land in industrial cities. AIP Conference Proceedings, 2022. V. 2570. Iss. 1. P. 040014. DOI: 10.1063/5.0100029.
- Rakhymberdina M., Grokhotov E., Assylkhanova Z., Toguzova M. Using space survey materials for modeling hydrodynamic accidents at mining enterprises in Kazakhstan. International Archives of the Photogrammetry, Remote Sensing and Spatial Information Sciences—ISPRS Archives, 2022. V. XLVI-5/W1-2022. P. 193–198. DOI: 10.5194/isprs-archives-XLVI-5-W1-2022-193-2022.
- Toguzova M., Rakhymberdina M., Nurshaiykova G., Gusarenko Y. Development of third-dimensional model of Ust-Kamenogorsk city for environmental monitoring purposes. International Multidisciplinary Scientific GeoConference. Surveying Geology and Mining Ecology Management (SGEM), 2016. P. 239–246.
Для цитирования: Кайсина М.И., Перемитина С.В., Егорина А.В., Даумова Г.К., Линева Л.А., Чурсин А.С., Павленко А.В. Разработка и создание учебного пособия — атласа Восточного Казахстана для средней школы. ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Географический факультет МГУ, 2024. Т. 30. Ч. 2. С. 104–119 DOI: 10.35595/2414-9179-2024-2-30-104-119
For citation: Kaysina M.I., Peremitina S.V., Egorina A.V., Daumova G.K., Lineva L.A., Chursin A.S., Pavlenko A.V. Development and creation of a textbook—atlas of Eastern Kazakhstan for secondary school. InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: MSU, Faculty of Geography, 2024. V. 30. Part 2. P. 104–119. DOI: 10.35595/2414-9179-2024-2-30-104-119 (in Russian)