Распространение христианства в Абхазии в позднеантичный и средневековый периоды по данным пространственного анализа памятников в ГИС

DOI: 10.35595/2414-9179-2024-1-30-352-383

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторах

Г.В. Требелева

Институт археологии Российской академии наук,
ул. Дмитрия Ульянова, д. 19, Москва, Россия, 117292,
E-mail: trgv@mail.ru

С.М. Саканиа

Абхазский институт гуманитарных исследований Академии наук Абхазии,
ул. Аидгылара, д. 44, Сухум, Абхазия, 384900,
E-mail: suram_sakania@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена анализу пространственного расположения храмов в Абхазии и реконструкции на основе полученных результатов путей проникновения и распространения христианства в разные хронологические этапы: период поздней античности и первого проникновения христианства на территорию Колхиды (IV–V вв.); период максимального Византийского влияния в эпоху Юстиниана Великого и ближайший за ней период (VI–VII вв.) — период, традиционно считавшийся этапом официального принятия христианства в Абхазии; период максимального расцвета Абхазского царства. Анализ проводится на основе созданной авторами ГИС по данным натурных разведок, включающей 149 храмов. Проведенный пространственный анализ позволил ответить на вопросы о том, как быстро христианство стало распространятся по территории Абхазии и какие районы оказались наиболее восприимчивы к новой религии. Традиционно считалось, что христианство попало в Абхазию с римскими военными, через крепости Понтийского лимеса, построенного вдоль побережья. Однако проведенный анализ показал, что важным путем распространения христианства являлись торговые караванные пути: можно выделить несколько очагов как на западе республики, так и на востоке. В то же время в центре, где Бзыбский хребет перекрывает доступ к основным перевальным путям, традиционная религия сохраняется дольше, почти на два столетия. Этот фактор оказывал влияние на распространение христианства и в последующем периоде. В целом для юстиниановского времени характерен значительный рост числа храмов, с одной стороны, стандартизация их внешней формы, с другой, а с третьей — усложнение литургической службы, что отразилось в более сложной организации внутреннего пространства храмов. В последующий период данные тенденции усиливаются. Появляются отдельные архитектурные школы. Таким образом, пространственный анализ как непосредственного расположения храмов, так и распределения в пространстве тех или иных архитектурных особенностей позволил проследить процесс христианизации и развития Церкви, не нашедший отражения в письменных источниках.

Ключ. слова

ГИС, пространственный анализ, храмы, Абхазия, поздняя античность, средневековье

Список литературы

  1. Аджинджал Е.К. К вопросу проникновения христианства в Абхазии. Труды Абхазского государственного музея. Вып. 5. Сухуми, 1980. С. 152–165.
  2. Аджинджал Е.К. Из истории христианства Абхазии. Сухумо-Абхазская Епархия. Сухум: Издательство «Стратофил», 2000. Электронный ресурс: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/iz-istorii-hristianstva-abhazii/#source (дата обращения 02.05.2024).
  3. Аргун А.В. Проблемы локализации пунктов из античных «Периплов» в северо-восточном Причерноморье. Исторические, культурные, межнациональные, религиозные и политические связи Крыма со Средиземноморским регионом и странами Востока: Материалы IV Международной Научной Конференции (Севастополь, 6–10 октября 2020 г.). Т. 1. М.: ИВ РАН, 2020. С. 16–24.
  4. Бриллиантов А.И. Император Константин Великий и Миланский Эдикт 313 г. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. 336 с.
  5. Кармов Т.М. Хашупсинская крепость в контексте изучения раннесредневековых древностей Абхазии: проблемы и перспективы. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 11. Ч. 2. С. 106–108.
  6. Кобахия Б.С., Хрушкова Л.Г., Шамба С.М. Новая раннехристианская церковь на городище Гюэнос (Абхазия). Вестник Древней Истории, 1987. № 1. С. 126–146.
  7. Леквинадзе В.А. Гантиадская базилика. Советская археология, 1970. № 3. С. 162–174.
  8. Леквинадзе В.А. О постройках Юстиниана в Западной Грузии. Византийский Временник, 1973. Т. 34. С. 169–186.
  9. Пищулина В.В., Комарова С.Е. Особенности пространственной организации памятника Средневековья VII–VIII вв. крепости Хашупсе, Республика Абхазия. Инженерный вестник Дона, 2022. № 7. Электронный ресурс: http://ivdon.ru/ru/magazine/archive/n7y2022/7821 (дата обращения 02.05.2024).
  10. Протоиерей Серафим Соколов. История восточного и западного христианства (IV–XX века). Учебное пособие. М.: Издательство Московского Института Духовной Культуры, 2007. 257 с.
  11. Свенцицкая И.С. Тайные писания первых христиан. М., 1980. 202 с.
  12. Скаков А.Ю., Джопуа А.И., Акопян А.В., Ендольцева Е.Ю. Ранневизантийский храм на городище древнего Гиеноса (Абхазия): новые находки. Архитектурная археология. № 2. М.: ИА РАН, 2020. С. 39–50. DOI: 10.25681/IARAS.2020.978-5-94375-327-5.39-50.
  13. Скаков А.Ю., Скакова И.В., Джопуа А.И. Плинфа раннесредневекового храма в Гиеносе (г. Очамчира, республика Абхазия): публикация материалов раскопок 2019–2021 гг. ByzantinoCaucasica. Сборник статей. М., 2021. С. 9–54. DOI: 10.31696/978-5-907384-95-8-009-053.
  14. Трапш М.М. Древний Сухуми. Труды в 4-х томах. Т. 2. Сухуми: Алашара, 1969. 375 с.
  15. Требелева Г.В., Глазов К.А., Юрков В.Г., Кизилов А.С. Археологическая ГИС Северо-Западной Колхиды: инструмент для сохранения и исследования объектов историко-культурного наследия. ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы международной конференции. М.: Географический факультет МГУ, 2022. Т. 28. Ч. 2. С. 484–498. DOI: 10.35595/2414-9179-2022-2-28-484-498.
  16. Требелева Г.В., Кизилов А.С. Еще раз к вопросу о «Понтийском лимесе», или О географических и геополитических принципах расположения древних фортификационных сооружений черноморского побережья в античное время. Древние и традиционные культуры во взаимодействии со средой обитания: проблемы исторической реконструкции. Материалы I Международной междисциплинарной конференции. Челябинск: Челябинский государственный университет, 2021. С. 51–60.
  17. Требелева Г.В., Клемешова М.Е., Скакова И.В., Джопуа А.И. Плинфа из храма в Гиеносе (Гюэносе): результаты тестовых исследований с помощью метода А.А. Бобринского и рентгенофазового анализа. История, археология и этнография Кавказа, 2024. Т. 20. № 4.
  18. Требелева Г.В., Сакания С.М., Шведчикова Т.Ю., Япрынцев А.Д. К проблеме датировки погребений из некрополя Маркульского городища при храме (Абхазия, IV–XIV века): на основе анализа инвентаря, украшений, а также корреляции инвентарных и безынвентарных погребений, их стратиграфии и анализов изотопов. Вещь в контексте погребального обряда. Материалы международной научной конференции. М., 2020. С. 242–250.
  19. Требелева Г.В., Юрков Г.Ю., Горлов Ю.В., Цвинария И.И., Агумаа А.С., Кайтан Ш.Г. Использование физико-химических методов в исследованиях технологии строительства в средневековой Абхазии и проблемы датировки. Краткие сообщения института археологии, 2014. Вып. 232. С. 219–227.
  20. Хрушкова Л.Г. Раннехристианские памятники Восточного Причерноморья (IV–VII века). Москва: Наука, 2002. 500 с.
  21. Хрушкова Л.Г. Новая октогональная церковь в Себастополисе в Абхазии и ее литургическое устройство. Литургия, архитектура и искусство византийского мира. Труды XVIII Международного конгресса византинистов и другие материалы, посвященные памяти о. Иоанна (Мейендорфа). СПб., 1995. С. 201–235.
  22. Шамба С.М. Гюэнос-1. Тбилиси: Мецниереба, 1988. 133 с.
  23. Шамба С.М. Раскопки на городище Гюэнос. Археологические открытия в Абхазии (1986–1987). Тбилиси: Мецниереба, 1990. С. 16–30.
  24. Шамба С.М., Шамба Г.К. Раскопки древнего Гюэноса. Археологические открытия 1981–1982 гг. в Абхазии. Тбилиси: Мецниереба, 1985. С. 19–22.
  25. Dubois de Monpereux F. Voyage autour du Caucase chez les Tcherkesses et les Abkhases en Colchide, en Georgie, en Armenie et en Crimee. Paris, 1839. V. 1. P. 210–211. Atlas. Neuchatel, 1843. Ser. II. Pl VI, 6; Ser. III. Pl. IV, 3 (in French).
  26. Harnak A. Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten: I–II Bd. Leipzig, 1924. 561 s. (in German).
  27. Klemeshova M.E., Trebeleva G.V., Kizilov A.S., Glazov K.A., Sokolov S.V., Yurkov G.Y. Application of the Method of A.A. Bobrinsky to Study the Brick Paste Composition from Eastern Abkhazian Medieval Temples and Fortresses. Springer Proceedings in Earth and Environmental Sciences. Cham: Springer. Geoarchaeology and Archaeological Mineralogy, 2021. DOI: 10.1007/978-3-031-16544-3_17.
  28. Lordkipanidze O., Brakmann H. Iberia II (Georgien). Reallexikon für Antike und Christentum. 1994. No. 17. S. 70–106 (in German).
  29. Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Texte critique, introduction et notes. Paris, 1981. 521 p. (in Italian).
  30. Peeters P. Les débuts du christianisme en Géorgie d’après les sources hagiographiques’. Analecta. Bollandiana 50, 1932. P. 5–58 (in French).
  31. Ruggieri Vincenzo S.I. The IV Century Greek Episcopal Lists in the Mardin Syriac 7 (Olim Mardin Orth. 309/9). Orientalia Christiana Periodica, 1993. V. 59, II. P. 315–3.

Для цитирования: Требелева Г.В., Саканиа С.М. Распространение христианства в Абхазии в позднеантичный и средневековый периоды по данным пространственного анализа памятников в ГИС. ИнтерКарто. ИнтерГИС. M.: Географический факультет МГУ, 2024. Т. 30. Ч. 1. С. 352–383. DOI: 10.35595/2414-9179-2024-1-30-352-383

For citation: Trebeleva G.V., Sakania S.M. The spread of christianity in Abkhazia according to the spatial analysis of monuments in GIS in the late antique and medieval periods. InterCarto. InterGIS. Moscow: MSU, Faculty of Geography, 2024. V. 30. Part 1. P. 352–383. DOI: 10.35595/2414-9179-2024-1-30-352-383 (in Russian)