Анализ транспортной доступности населенных пунктов Республики Мордовия с использованием геоинформационных технологий

DOI: 10.35595/2414-9179-2024-1-30-94-111

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторах

А.Н. Минеев

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, географический факультет,
ул. Большевистская, д. 68, Саранск, Россия, 430005,
E-mail: mineev.arseniy99@mail.ru

И.А. Семина

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, географический факультет,
ул. Большевистская, д. 68, Саранск, Россия, 430005,
E-mail: isemina@mail.ru

Л.Н. Фоломейкина

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, географический факультет,
ул. Большевистская, д. 68, Саранск, Россия, 430005,
E-mail: folomejkina@mail.ru

Аннотация

Исследование посвящено анализу транспортной доступности населенных пунктов Республики Мордовия, которая предлагается авторами в качестве одного из показателей оценки уровня развития транспортной системы. Для создания модели транспортной сети используются методы пространственного анализа и теории графов. Выборка элементов графа включает в себя населенные пункты Мордовии с численностью населения 2 000 чел. и более, а также все участки автодорог, обеспечивающие кратчайшие маршруты между ними. В качестве импеданса используется мера расстояния. В статье рассматриваются возможности применения показателей географической и потенциальной доступности, а также индекса объезда для обнаружения проблемных элементов транспортной сети, проводится сравнение показателей методами ранжирования и классификации. С использованием веб-картографических сервисов и инструментов сетевого анализа в ГИС произведены расчеты выбранных показателей. Создана серия отображающих их карт с применением классификации методом естественных границ и градуированных символов в качестве способа картографического изображения. В ходе исследования было установлено, что некоторые кратчайшие маршруты между рассматриваемыми населенными пунктами Республики Мордовия проходят через Нижегородскую область, что говорит о выходе региональной транспортной сети за границы субъекта. Выявлена проблема искусственных барьеров внутри одной страны на уровне муниципальных районов и субъектов федерации. Рассматривается возможность создания проекта улучшения транспортной доступности региона, приводятся доводы в пользу строительства отсутствующих прямых сообщений между населенными пунктами Республики Мордовия. Обозначены целевые показатели и ограничивающие факторы для улучшения транспортной доступности населенных пунктов региона. Рассматриваются возможности дальнейших исследований с применением полученных результатов для комплексного анализа региональной транспортной системы.

Ключ. слова

транспортная доступность, сетевой анализ, транспортная сеть, региональные транспортные системы, теория графов, ГИС

Список литературы

  1. Бугроменко В.Н. Транспортная доступность, ТГП и нерешенные проблемы транспортной географии. Географическое положение и территориальные структуры. Сборник научных трудов: Памяти И.М. Маергойза. М.: Новый хронограф, 2012. С. 403–420.
  2. Крылов П.М. Типологии региональных транспортных систем России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата географических наук. М., 2007. 199 с.
  3. Савруков А.Н., Савруков Н.Т. Методика расчета индекса и оценка транспортной доступности субъектов РФ. Финансы и кредит, 2020. Т. 26. № 11. DOI: 10.24891/fc.26.11.2410. Электронный ресурс: https://elibrary.ru/item.asp?id=44264207 (дата обращения 05.03.2024)
  4. Семина И.А., Фоломейкина Л.Н. Воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду (на примере Республики Мордовия). Экологические системы и приборы, 2003. № 7. С. 25–28.
  5. Семина И.А., Фоломейкина Л.Н. Пространственный анализ в региональном исследовании транспорта с использованием ГИС-технологий. Географический вестник, 2009. № 2. С. 58–67.
  6. Тархов С.А. Транспортная освоенность территории. Вестник Московского университета. Серия 5. География, 2018. № 2. С. 3–9.
  7. Gankhuyag U., Myagmarsuren A., Altankhuyag B. Spatial Analysis of Road Network in Mongolia. Advances in Engineering Research, 2021. V. 206. P. 146–151. DOI: 10.2991/aer.k.211029.026
  8. Rodrigue J.P., Comtois C., Slack B. The geography of transport systems. 3rd edition. Routledge, 2013. 413 p.

Для цитирования: Минеев А.Н., Семина И.А., Фоломейкина Л.Н. Анализ транспортной доступности населенных пунктов Республики Мордовия с использованием геоинформационных технологий. ИнтерКарто. ИнтерГИС. M.: Географический факультет МГУ, 2024. Т. 30. Ч. 1. С. 94–111. DOI: 10.35595/2414-9179-2024-1-30-94-111

For citation: Mineev A.N., Semina I.A., Folomeikina L.N. Analysis of the Republic of Mordovia settlements transport accessibility via geoinformation technologies. InterCarto. InterGIS. Moscow: MSU, Faculty of Geography, 2024. V. 30. Part 1. P. 94–111. DOI: 10.35595/2414-9179-2024-1-30-94-111 (in Russian)