Применение геоинформационных технологий в изучении уровня обеспеченности объектами дошкольного образования на территориях Новой Москвы

DOI: 10.35595/2414-9179-2023-2-29-453-470

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторах

И.А. Семина

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева, Географический факультет,
ул. Большевистская, д. 68, Саранск, Республика Мордовия, Россия, 430005,
E-mail: isemina@mail.ru

С.С. Ефимов

Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК), Картографический факультет,
пер. Гороховский, д. 4, Москва, Россия, 105064,
E-mail: nen.avam@mail.ru

С.А. Копнина

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева, Географический факультет,
ул. Большевистская, д. 68, Саранск, Республика Мордовия, Россия, 430005,
E-mail: cdtnbr_07@mail.ru

Л.Н. Фоломейкина

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева, Географический факультет,
ул. Большевистская, д. 68, Саранск, Республика Мордовия, Россия, 430005,
E-mail: folomejkina@mail.ru

Аннотация

Высокие темпы роста численности населения Москвы обусловливают развитие новых территорий, повышение плотности застройки, что требует постоянного увеличения числа объектов социальной инфраструктуры. Особое внимание в проектах пространственного развития уделяется размещению объектов первичного образовательного звена, а именно дошкольных образовательных учреждений. В исследовании подчеркнута важная роль рационального размещения данных объектов в Новомосковском и Троицком административных округах Москвы, как предпосылки для эффективного развития образовательной системы данных районов. Авторами рассчитана обеспеченность округов дошкольными образовательными объектами с учетом их проектной мощности и фактическая потребность в целях решения проблемы дефицита мест. Графические материалы полученных результатов исследования были сформированы в геоинформационной системе QGIS. В результате работы определены параметры для классификации поселений; проанализирована и картографирована пространственная информация по объектам дошкольного образования Новомосковского и Троицкого административных округов. Исходными данными в ГИС-системе QGIS стали материалы сайта Департамента образования и науки города Москвы, а также информация из открытых источников и официальных страниц образовательных организаций. На основе полученной в ходе исследования классификации поселений изучаемых округов были сформированы картографические изображения, наглядно отображающие обеспеченность объектами дошкольного образования на территориях Новой Москвы. Авторами выделены поселения Новой Москвы по показателям, характеризующим уровень обеспеченности данных территорий объектами дошкольного образования относительно нормативных показателей. Окончательный вариант картографических изображений полученной классификации был создан с помощью инструмента «Менеджер макетов» в ГИС-системе QGIS. Результатом работы явилась классификация поселений, отраженная на карте, что позволяет с учетом актуальных данных визуализировать размещение дошкольных образовательных организаций в округах Новой Москвы. Результаты исследования и картографирования возможно учитывать при разработке Генеральных планов округов.

Ключ. слова

объекты дошкольного образования, градостроительное проектирование, геоинформационные системы, картографическое изображение, классификация поселений

Список литературы

  1. Гохберг Л.М., Ковалева Н.В. Мониторинг экономики образования: цели, задачи, реализация. Вопросы статистики, 2004. № 9. С. 38–45.
  2. Жуков В.Т., Сербенюк С.Н., Тикунов В.С. Математико-картографическое моделирование в географии. М.: Мысль, 1980. 224 с.
  3. Ивлиева Н.Г., Манухов В.Ф. О построении картографических изображений средствами ГИС-пакетов. Педагогическая информатика, 2015. № 1. С. 55–63.
  4. Копнина С.А. Анализ существующей нормативно-правовой документации, регулирующей систему образования в части обеспеченности объектами дошкольного образования в городе Москве. XLIX Огаревские чтения: материалы науч. конф.: в 3 ч. Ч. 2: Естественные науки. Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, 2021. С. 418–423. Электронный ресурс: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46247305_48340585.pdf (дата обращения 12.02.2023).
  5. Крылов С.А., Загребин Г.И. Разработка методики использования картографической базы данных для тематического картографирования. Прил. к журналу «Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка». Сб. статей по итогам науч.-техн. конф., 2014. № 7 (1). С. 101–102.
  6. Логачева Н.М., Артемова О.В. Методика оценки доступности инфраструктуры образования в регионах Российской Федерации. Вестник Пермского университета. Серия «Экономика», 2022. Т. 17. № 1. С. 27–48.
  7. Логинова Н.Н., Семина И.А., Фоломейкина Л.Н. Социальная модель оптимизации качества городской среды. Государственная служба России, 2019. Т. 21. № 3 (119). С. 107–112.
  8. Малахова О.Е. Планировочная структура города: теоретико-практический аспект. Огарев-online, 2022. № 2. Электронный ресурс: https://journal.mrsu.ru/arts/planirovochnaya-struktura-goroda-teoretiko-prakticheskij-aspekt (дата обращения 10.02.2023).
  9. Мительман С.А., Буликеева А.Ж. Управление социальной инфраструктурой регионов в системе инструментов повышения качества жизни населения регионов. Экономика региона, 2019. № 4. С. 54–65.
  10. Семина И.А. Актуальные вопросы изучения третичного сектора экономики и организации городского общественного пространства: теория, опыт и проблематика. Успехи современного естествознания, 2017. № 11. С. 95–100. Электронный ресурс: http://www.natural-ciences.ru/ru/article/view?id=36588 (дата обращения 04.01.2023).
  11. Тесленок К.С. Создание геоинформационного проекта и его использование в целях развития хозяйственных систем. Геоинформационное картографирование в регионах России: Материалы VII Всерос. науч.-практич. конф., Воронеж, 10–12 дек. 2015 г. Воронеж: Научная книга, 2015. С. 134–138.
  12. Тесленок С.А., Семина И.А., Тесленок К.С. О необходимости выявления оптимальных методов и способов графической визуализации результатов социологических исследований. Материалы Международной конференции «ИнтерКарто. ИнтерГИС», 2016. Т. 22. Ч. 1. С. 309–321.
  13. Тикунов В.С., Цапук Д.А. Устойчивое развитие территорий: картографо-геоинформационное обеспечение. М., Смоленск: Изд-во СГУ, 1999. 176 с.
  14. Федорова Е.А., Мусиенко С.О., Федоров Ф.Ю. Оценка качества образования в регионах Российской Федерации. Региональная экономика: теория и практика, 2018. Т. 16. № 2. С. 249–262.
  15. Цветкова Е.А. Развитие Новой Москвы. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2019. № 2. С. 89–92.
  16. Чинаев С.С., Тесленок С.А. Использование цифровых моделей поверхности, созданных на базе космоснимков Google Digital Glob, в проектах межевания территории. XLVII Огаревские чтения. Материалы науч. конф.: в 3 ч. Саранск: НИИ регионологии, 2019. Ч. 2. С. 383–387.
  17. Чинаев С.С., Тесленок К.С., Тесленок С.А. Создание топографического плана рекреационного комплекса. Вестн. Северо-Восточн. федеральн. ун-та им. М.К. Аммосова. Серия «Науки о Земле», 2020. № 2 (18). С. 5–15.
  18. Balenovic I., Marjanovic H., Vuletic D., Paladinic E., Ostrogovic Sever M. Quality assessment of high density, digital surface model over different land cover classes. Periodicum Biologorum, 2015. V. 117. No. 4. P. 459–470.
  19. Garris Ch., Ulman E. Essence of cities. География городов. M.: Прогресс, 1965. С. 255–268.
  20. Li Z., Zhu Q., Gold C. Digital terrain modeling: Principles and methodology. CRC Press, 2004. 323 p.
  21. Torrisi G. Public infrastructure: definition, classification and measurement issues. Economics, Management, and Financial Markets, 2009. V. 4. No. 3. P. 100–124.
  22. Zeiler M. Modeling our world: the ESRI guide to geodatabase concepts. Redlands: ESRI Press, 2010. 297 p.

Для цитирования: Семина И.А., Ефимов С.С., Копнина С.А., Фоломейкина Л.Н. Применение геоинформационных технологий в изучении уровня обеспеченности объектами дошкольного образования на территориях Новой Москвы. ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Географический факультет МГУ, 2023. Т. 29. Ч. 2. С. 453–470 DOI: 10.35595/2414-9179-2023-2-29-453-470

For citation: Semina I.A., Efimov S.S., Kopnina S.A., Folomeykina L.N. Application of geoinformation technologies in studying the level of provision with objects of preschool education on the territories of New Moscow. InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: MSU, Faculty of Geography, 2023. V. 29. Part 2. P. 453–470. DOI: 10.35595/2414-9179-2023-2-29-453-470 (in Russian)