Разработка способов представления на картах инфраструктуры для средств индивидуальной мобильности в г. Москве

DOI: 10.35595/2414-9179-2023-2-29-396-406

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторах

Д.А. Корнилов

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Географический факультет,
Ленинские горы, д. 1, Москва, Россия, 119991,
E-mail: korniloff.dania@mail.ru

Е.А. Прохорова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Географический факультет,
Ленинские горы, д. 1, Москва, Россия, 119991,
E-mail: eaprohorova@mail.ru

Аннотация

Численность велосипедистов и пользователей средств индивидуальной мобильности (СИМ) в Москве растет с каждым годом, в то время как строительство необходимых объектов, обеспечение безопасности и управление сетью велодорог не всегда успевают за таким быстрым ростом. Строительство инфраструктуры для средств индивидуальной мобильности предполагает ее планирование и проектирование в зависимости от мест притяжения целевых аудиторий (университеты, транспортно-пересадочные узлы, парки и наиболее популярные у велосипедистов улицы). При этом на всех этапах необходимо картографическое видение проблемы. Обзор работ по исследованию и изображению велоинфраструктуры, а также движения велосипедистов на улицах города показывает малый опыт в представлении этой темы на картах. Основная функция существующих карт — отображение фактического положения линейных и точечных объектов велосипедного транспорта без пространственного анализа их положения. В статье показаны возможности картографирования инфраструктуры для средств индивидуальной мобильности, решены проблемы поиска достоверных и актуальных источников статистических и картографических данных. Информация, собранная в ходе городских и полевых обследований по ряду районов г. Москвы, была обработана и систематизирована. Сформирована база данных объектов велоинфраструктуры, которая включает векторные и растровые представления данных, результаты полевых и статистических исследований. На ее основе разработаны способы визуализации полученных данных. В работе сформулированы основные требования к картографической основе для создания карт инфраструктуры, показаны различные приемы и способы изображения явлений, которые позволили наглядно продемонстрировать результаты исследования. С учетом найденных возможностей визуализации составлены карты велосипедной инфраструктуры с выделением ее основных элементов и типов.

Ключ. слова

велосипедная инфраструктура, картографирование и анализ данных, способы визуализации, средства индивидуальной мобильности

Список литературы

  1. Гейл Я. Города для людей. Москва: Альпина Паблишер, 2012. 276 с.
  2. Сагинова О.В., Завьялова Н.Б. Велосипед в транспортной системе современного мегаполиса. Российское Предпринимательство, 2018. Т. 19. № 12. С. 4143–4158. DOI: 10.18334/rp.19.12.39663.
  3. Скалабан И.А. Социальное картирование как метод анализа социально-территориального пространства. Журнал исследований социальной политики, 2012. Т. 10. № 1. С. 61–78.
  4. Arranz-Lopez A., Soria-Lara J., Ariza-Alvarez A. An end-user evaluation to analyze the effectiveness of cartograms for mapping relative non-motorized accessibility. Urban Analytics and City Science, 2021. V. 48. Iss. 9. P. 1–18. DOI: 10.1177/2399808321991541.
  5. Heinen E., Buehler R. Bicycle parking: a systematic review of scientific literature on parking behavior, parking preferences, and their influence on cycling and travel behavior. Transport Reviews, 2019. P. 630–656.
  6. Wessel N., Widener M. Rethinking the urban bike map for the 21st century. Cartographic Perspectives, 2015. No. 81. P. 6–22.

Для цитирования: Корнилов Д.А., Прохорова Е.А. Разработка способов представления на картах инфраструктуры для средств индивидуальной мобильности в г. Москве. ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Географический факультет МГУ, 2023. Т. 29. Ч. 2. С. 396–406 DOI: 10.35595/2414-9179-2023-2-29-396-406

For citation: Kornilov D.A., Prohorova E.A. Development of methods for representation on maps of the infrastructure for means of individual mobility in Moscow. InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: MSU, Faculty of Geography, 2023. V. 29. Part 2. P. 396–406. DOI: 10.35595/2414-9179-2023-2-29-396-406 (in Russian)