Нормативно-правовое и картографо-геодезическое обеспечение изменения границ субъектов Российской Федерации

DOI: 10.35595/2414-9179-2023-1-29-217-239

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторах

Г.Г. Побединский

Межрегиональная общественная организация «Российское общество геодезии, картографии и землеустройства»,
Волгоградский пр-т, д. 45с1, Москва, Россия, 109316,
E-mail: pobedinskij-gg@yandex.ru

В.И. Обиденко

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет геосистем и технологий»,
ул. Плахотного, д. 10, Новосибирск, Россия, 630108,
E-mail: ovi62@yandex.ru

П.И. Маркеева

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»,
ул. Ильинская, д. 65, Нижний Новгород, Россия, 603000,
E-mail: linamarkeeva@gmail.com

Аннотация

В представленной работе выполнен анализ международных и национальных правовых и технических актов, регулирующих установление, изменение и кодирование территорий и границ различного уровня, а также вопросы пространственной привязки тематической информации. Для решения этих задач проанализированы документы ООН, стандарты международной организации по стандартизации ISO и Европейского союза NUTS. В процессе исследований рассмотрено российское законодательство и подзаконные акты о государственной границе, об административных границах 1 уровня (субъекты Российской Федерации) и 2 уровня (муниципалитеты) внутри субъектов Российской Федерации. Авторами предложено выделить в качестве отдельного уровня (1+) территории и границы федеральных округов, не являющихся единицами нового административно-территориального деления страны, но участвующих в федеральном статистическом наблюдении. Показано, что границы субъектов Российской Федерации подвержены изменениям, но имеющееся законодательное регулирование установления, контроля и изменения границ субъектов Федерации явно не является достаточным. Сложность решения проблемы установления, контроля и изменения границ субъектов Российской Федерации проиллюстрирована историей разработки, рассмотрения и отклонения проекта федерального закона «Об изменении административных границ субъектов Российской Федерации». Впоследствии рассмотрен порядок установления и изменения границ, а также вопросы точности геодезических и картографических работ при установлении, изменении и отображении границ. Проанализированы также недостатки рекомендаций по геодезическому обеспечению процесса установления границ субъектов Российской Федерации в письмах Росреестра.

Ключ. слова

административные и кадастровые границы, границы субъектов Российской Федерации, пространственная привязка тематической информации

Список литературы

  1. Белоусов В.М. Административно-территориальная таксономия российского пространства и эффект масштаба. Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки, 2011. № 2. С. 56–60.
  2. Бозо Н.В., Михеева Г.В. Альтернативный вариант административно-территориального деления в РФ. Идеи и идеалы, 2014. № 2 (20). С. 70–79.
  3. Бозо Н.В., Михеева Г.В. Влияние изменений в административно-территориальном делении РФ на социальные и экономические показатели. Вестник Томского государственного университета, 2015. № 400. С. 190–197.
  4. Гладкий Ю.Н. Территориальное укрупнение регионов России и экономический федерализм. Известия Русского географического общества, 2007. Т. 139. Вып. 5. С. 15–21.
  5. Данилко Р.Г. Оценка современных вариантов административно-территориального деления Российской Федерации. Региональная экономика: теория и практика, 2014. № 21 (348). С. 29–37.
  6. Джамиль Э.З. Праворегулирующий потенциал Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 6 декабря 2018 г. 44-П. Вестник Костромского государственного университета, 2020. Т. 26. № 1. С. 212–216. DOI: 10.34216/1998-0817-2020-26-1-212-216.
  7. Забелина М.В. Границы субъектов Российской Федерации: Понятие, статус, функции, правовое закрепление. Право и политика, 2013. № 1 (157). С. 18–26. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.01.3.
  8. Заяц Д.В. Начало новой административно-территориальной реформы? География, 2000. № 21. С. 1–2.
  9. Евдокимов С.И. Административно-территориальные преобразования в России: оценка исторического опыта. Псковский регионологический журнал, 2010. № 10. С. 23–28.
  10. Евлоев И.М. Постановление Конституционного Суда России о границах между субъектами Российской Федерации: разрешение спора или усугубление проблемы? Комментарий к Постановлению от 6 декабря 2018 г. № 44-П. Сравнительное конституционное обозрение, 2019. № 1 (128). С. 92–106. DOI: 10.21128/1812-7126-2019-1-92-106.
  11. Побединский Г.Г., Вьюшков М.В., Белых Ю.Р. О системе классификации и кодирования территорий в Российской Федерации. Геодезия и картография, 2020. Т. 81. № 5. С. 41–53. DOI: 10.22389/0016-7126-2020-959-5-41-53.
  12. Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Ответы на вопросы по положениям Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Принципы территориальной организации местного самоуправления. Территория муниципальных образований (ст. 10). Местное право, 2020. № 1. С. 83–104.
  13. Родоман Б.Б. Перспективы эволюции федеральных округов. Российские регионы и центр: взаимодействие в экономическом пространстве. М.: Институт географии РАН, 2000. С. 36–41.
  14. Романов М.Т. Проблемы экономического районирования и административно-территориального устройства России в новых условиях. Известия РАН. Серия географическая, 2006. Вып. 3. С. 57–66.
  15. Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика: учеб. пособие для вузов. М.: Издательский дом ВШЭ, 2006. 780 с.
  16. Файбусович Э.Л., Мартынов В.Л. Тенденции и перспективы изменения административно-территориального деления России. Псковский регионологический журнал, 2006. № 2. С. 28–36.
  17. Чертков А.Н. Границы субъектов Российской Федерации: установление, уточнение, изменение. Право и политика, 2019. № 11. С. 67–75. DOI: 10.7256/2454-0706.2019.11.31270.
  18. Шугрина Е.С. Особенности изменения границ субъектов Российской Федерации в материалах правоприменительной практики. Конституционно-правовой статус Иркутской области в составе России: история, современное состояние, перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2013. С. 97–115.
  19. Шульгина О.В. Особенности, этапы и факторы формирования административно-территориального деления России. Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование, 2009. Т. 2. № 5. С. 38–48.
  20. Шульгина О.В., Халатов В.Ю. География федеральных округов России. Профильная школа, 2008. № 1. С. 29–36.
  21. Idrizi B., Meha M., Ismaili F., Nikolli P. Calculation of the National area of the republic of Kosova. Web resource: https://www.fig.net/resources/proceedings/fig_proceedings/fig2012/papers/ts02m/TS02M_idrizi_meha_et_al_6050.pdf (дата обращения 10.07.2023).

Для цитирования: Побединский Г.Г., Обиденко В.И., Маркеева П.И. Нормативно-правовое и картографо-геодезическое обеспечение изменения границ субъектов Российской Федерации. ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Географический факультет МГУ, 2023. Т. 29. Ч. 1. С. 217–239 DOI: 10.35595/2414-9179-2023-1-29-217-239

For citation: Pobedinsky G.G., Obidenko V.I., Markeeva P.I. Regulatory and cartographic and geodetic support for changing the borders of the subjects of the Russian Federation. InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: MSU, Faculty of Geography, 2023. V. 29. Part 1. P. 217–239. DOI: 10.35595/2414-9179-2023-1-29-217-239 (in Russian)