Посмотреть или загрузить статью (Rus)
Об авторах
Г.Г. Побединский
Волгоградский пр-т, д. 45с1, Москва, Россия, 109316,
E-mail: pobedinskij-gg@yandex.ru
В.И. Обиденко
ул. Плахотного, д. 10, Новосибирск, Россия, 630108,
E-mail: ovi62@yandex.ru
П.И. Маркеева
ул. Ильинская, д. 65, Нижний Новгород, Россия, 603000,
E-mail: linamarkeeva@gmail.com
Аннотация
В представленной работе выполнен анализ международных и национальных правовых и технических актов, регулирующих установление, изменение и кодирование территорий и границ различного уровня, а также вопросы пространственной привязки тематической информации. Для решения этих задач проанализированы документы ООН, стандарты международной организации по стандартизации ISO и Европейского союза NUTS. В процессе исследований рассмотрено российское законодательство и подзаконные акты о государственной границе, об административных границах 1 уровня (субъекты Российской Федерации) и 2 уровня (муниципалитеты) внутри субъектов Российской Федерации. Авторами предложено выделить в качестве отдельного уровня (1+) территории и границы федеральных округов, не являющихся единицами нового административно-территориального деления страны, но участвующих в федеральном статистическом наблюдении. Показано, что границы субъектов Российской Федерации подвержены изменениям, но имеющееся законодательное регулирование установления, контроля и изменения границ субъектов Федерации явно не является достаточным. Сложность решения проблемы установления, контроля и изменения границ субъектов Российской Федерации проиллюстрирована историей разработки, рассмотрения и отклонения проекта федерального закона «Об изменении административных границ субъектов Российской Федерации». Впоследствии рассмотрен порядок установления и изменения границ, а также вопросы точности геодезических и картографических работ при установлении, изменении и отображении границ. Проанализированы также недостатки рекомендаций по геодезическому обеспечению процесса установления границ субъектов Российской Федерации в письмах Росреестра.
Ключ. слова
Список литературы
- Белоусов В.М. Административно-территориальная таксономия российского пространства и эффект масштаба. Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки, 2011. № 2. С. 56–60.
- Бозо Н.В., Михеева Г.В. Альтернативный вариант административно-территориального деления в РФ. Идеи и идеалы, 2014. № 2 (20). С. 70–79.
- Бозо Н.В., Михеева Г.В. Влияние изменений в административно-территориальном делении РФ на социальные и экономические показатели. Вестник Томского государственного университета, 2015. № 400. С. 190–197.
- Гладкий Ю.Н. Территориальное укрупнение регионов России и экономический федерализм. Известия Русского географического общества, 2007. Т. 139. Вып. 5. С. 15–21.
- Данилко Р.Г. Оценка современных вариантов административно-территориального деления Российской Федерации. Региональная экономика: теория и практика, 2014. № 21 (348). С. 29–37.
- Джамиль Э.З. Праворегулирующий потенциал Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 6 декабря 2018 г. 44-П. Вестник Костромского государственного университета, 2020. Т. 26. № 1. С. 212–216. DOI: 10.34216/1998-0817-2020-26-1-212-216.
- Забелина М.В. Границы субъектов Российской Федерации: Понятие, статус, функции, правовое закрепление. Право и политика, 2013. № 1 (157). С. 18–26. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.01.3.
- Заяц Д.В. Начало новой административно-территориальной реформы? География, 2000. № 21. С. 1–2.
- Евдокимов С.И. Административно-территориальные преобразования в России: оценка исторического опыта. Псковский регионологический журнал, 2010. № 10. С. 23–28.
- Евлоев И.М. Постановление Конституционного Суда России о границах между субъектами Российской Федерации: разрешение спора или усугубление проблемы? Комментарий к Постановлению от 6 декабря 2018 г. № 44-П. Сравнительное конституционное обозрение, 2019. № 1 (128). С. 92–106. DOI: 10.21128/1812-7126-2019-1-92-106.
- Побединский Г.Г., Вьюшков М.В., Белых Ю.Р. О системе классификации и кодирования территорий в Российской Федерации. Геодезия и картография, 2020. Т. 81. № 5. С. 41–53. DOI: 10.22389/0016-7126-2020-959-5-41-53.
- Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Ответы на вопросы по положениям Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Принципы территориальной организации местного самоуправления. Территория муниципальных образований (ст. 10). Местное право, 2020. № 1. С. 83–104.
- Родоман Б.Б. Перспективы эволюции федеральных округов. Российские регионы и центр: взаимодействие в экономическом пространстве. М.: Институт географии РАН, 2000. С. 36–41.
- Романов М.Т. Проблемы экономического районирования и административно-территориального устройства России в новых условиях. Известия РАН. Серия географическая, 2006. Вып. 3. С. 57–66.
- Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика: учеб. пособие для вузов. М.: Издательский дом ВШЭ, 2006. 780 с.
- Файбусович Э.Л., Мартынов В.Л. Тенденции и перспективы изменения административно-территориального деления России. Псковский регионологический журнал, 2006. № 2. С. 28–36.
- Чертков А.Н. Границы субъектов Российской Федерации: установление, уточнение, изменение. Право и политика, 2019. № 11. С. 67–75. DOI: 10.7256/2454-0706.2019.11.31270.
- Шугрина Е.С. Особенности изменения границ субъектов Российской Федерации в материалах правоприменительной практики. Конституционно-правовой статус Иркутской области в составе России: история, современное состояние, перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2013. С. 97–115.
- Шульгина О.В. Особенности, этапы и факторы формирования административно-территориального деления России. Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование, 2009. Т. 2. № 5. С. 38–48.
- Шульгина О.В., Халатов В.Ю. География федеральных округов России. Профильная школа, 2008. № 1. С. 29–36.
- Idrizi B., Meha M., Ismaili F., Nikolli P. Calculation of the National area of the republic of Kosova. Web resource: https://www.fig.net/resources/proceedings/fig_proceedings/fig2012/papers/ts02m/TS02M_idrizi_meha_et_al_6050.pdf (дата обращения 10.07.2023).
Для цитирования: Побединский Г.Г., Обиденко В.И., Маркеева П.И. Нормативно-правовое и картографо-геодезическое обеспечение изменения границ субъектов Российской Федерации. ИнтерКарто. ИнтерГИС. M.: Географический факультет МГУ, 2023. Т. 29. Ч. 1. С. 217–239. DOI: 10.35595/2414-9179-2023-1-29-217-239
For citation: Pobedinsky G.G., Obidenko V.I., Markeeva P.I. Regulatory and cartographic and geodetic support for changing the borders of the subjects of the Russian Federation. InterCarto. InterGIS. Moscow: MSU, Faculty of Geography, 2023. V. 29. Part 1. P. 217–239. DOI: 10.35595/2414-9179-2023-1-29-217-239 (in Russian)