Геоинформационное картографирование в образовательных программах кафедры географии и картографии Казанского университета

DOI: 10.35595/2414-9179-2023-1-29-174-185

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторах

М.В. Панасюк

Казанский федеральный университет, кафедра географии и картографии,
ул. Кремлевская, д. 6/20, Казань, Республика Татарстан, Россия, 420008,
E-mail: mp3719@yandex.ru

Е.М. Пудовик

Казанский федеральный университет, кафедра географии и картографии,
ул. Кремлевская, д. 6/20, Казань, Республика Татарстан, Россия, 420008,
E-mail: epudovic@mail.ru

И.Г. Мальганова

Казанский федеральный университет, кафедра географии и картографии,
ул. Кремлевская, д. 6/20, Казань, Республика Татарстан, Россия, 420008,
E-mail: irinamalganova@gmail.com

Аннотация

В работе раскрывается специфика образовательных программ кафедры географии и картографии Казанского (Приволжского) федерального университета — программ бакалавриата и магистратуры по направлениям 05.03.03 и 05.04.03 — «Картография и геоинформатика». Определены важнейшие профессиональные компетенции в области геоинформационного картографирования, среди которых большая их часть нацелена на совершенствование методических навыков и умений, связанных с обработкой и анализом пространственных данных, получаемых из разных источников. Главной особенностью разработанной системы курсов по геоинформационному картографированию является разнообразие современных образовательных и геоинформационных технологий, благодаря которым каждый курс дает возможность овладения широким спектром навыков решения задач в среде различных геоинформационных систем и может быть использован как для очной, так и для дистанционной и смешанной форм обучения. Эффективность образовательных программ раскрывается в т. ч. через взаимодействие с партнерами-работодателями. К числу организаций-партнеров кафедры географии и картографии КФУ относятся: филиал ППК «Роскадастр» по Республике Татарстан; компании, работающие в сфере территориального планирования, например ГБУ «Фонд пространственных данных Республики Татарстан», Университет Иннополис, МБУ «Институт развития города» (г. Казань), ГБУ «Институт пространственного планирования Республики Татарстан», ООО «ГК-групп» и др.; фирмы, оказывающие консалтинговые услуги и выполняющие экспертизу — ООО «Геоконсалтинг», ООО «Экспертно-консультационный центр „Промышленная безопасность“ », ООО «Многофункциональный инжиниринговый центр»; крупные компании, работающие в сферах технической инвентаризации объектов недвижимости, межевания, землеустройства, такие, как Акционерное общество «Бюро технической инвентаризации и кадастровых работ Республики Татарстан»; Министерства строительства, сельского хозяйства и продовольствия, лесного хозяйства Республики Татарстан (РТ) и ряд других организаций и предприятий.

Ключ. слова

геоинформационное картографирование, образование, ГИС

Список литературы

  1. Епринцев С.А., Шекоян С.В. Геоинформационное картографирование урбанизированных территорий как механизм социально-экологического мониторинга. Серия: Геоинформационные технологии и космический мониторинг. Экология. Экономика. Информатика, 2019. № 4. С. 25–28.
  2. Капралов Е.Г., Кошкарев А.В., Тикунов В.С., Заварзин А.В., Лурье И.К., Рыльский И.А., Трофимов А.М., Флейс М.Э., Яровых В.Б. Основы геоинформатики. Учебное пособие для вузов. В 2-х книгах. Книга 1. М.: Академия, 2004. 352 с.
  3. Лурье И.К. Геоинформационные методы в географических исследованиях и образовании. География, общество, окружающая среда. Развитие географии в странах Центральной и Восточной Европы. Тез. докл. Ч. 2. Калининград: Издательство Калининградского государственного университета, 2001. С. 94–95.
  4. Панасюк М.В., Пудовик Е.М. Магистерская программа «Геоинформационные и космические технологии в экономике и управлении». Экономика в меняющемся мире: III Всероссийский экономический форум с международным участием (Казань, 17–26 апреля 2019 г.): сб. научных статей. Казань: Издательство Казанского Университета, 2019. С. 11–14.
  5. Уарова Э.А. Применение игровой платформы KAHOOT! в обучении. Академический вестник Якутской государственной сельскохозяйственной академии, 2020. № 11 (16). С. 47–51.
  6. Чигиринова И.Н. Возможности приложений kahoot и quizizz в организации учебной деятельности в условиях смешанного обучения. Интеграция науки, технологии и образования: ИНТО-2021. Материалы VI межрегиональной конференции молодых исследователей с международным участием. М., 2021. С. 6–9.
  7. Эйриян Г.Н. Беспилотники: взгляд с позиции земельного законодательства. Lex russica (Русский закон), 2020. Т. 73. № 10. С. 63–72. DOI: 10.17803/1729-5920.2020.167.10.063-072.
  8. Panasyuk M.V., Pudovik E.M. Geoinformation support for analysis of marine economic activities of Russian regions. AD ALTA: Journal of interdisciplinary research, 2020. V. 10. Iss. 2. P. 76–79.

Для цитирования: Панасюк М.В., Пудовик Е.М., Мальганова И.Г. Геоинформационное картографирование в образовательных программах кафедры географии и картографии Казанского университета. ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Географический факультет МГУ, 2023. Т. 29. Ч. 1. С. 174–185 DOI: 10.35595/2414-9179-2023-1-29-174-185

For citation: Panasyuk M.V., Pudovik E.M., Malganova I.G. Geoinformation mapping in educational programs of the Department of Geography and Cartography of Kazan University. InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: MSU, Faculty of Geography, 2023. V. 29. Part 1. P. 174–185. DOI: 10.35595/2414-9179-2023-1-29-174-185 (in Russian)