Школьное атласное картографирование для образования в интересах устойчивого развития: тема «Водные ресурсы мира»

DOI: 10.35595/2414-9179-2022-2-28-680-690

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторе

Т.С. Нокелайнен

Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова, Географический факультет, Региональный центр мировой системы данных,
Ленинские горы, д. 1, 119991, Москва, Россия;
E-mail: nokelta@geogr.msu.su

Аннотация

Цель «образования для устойчивого развития» (ОУР) заключается в том, чтобы помочь учащимся развить такие знания, умения, ценности, которые позволят им принимать решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без экологической угрозы для будущего планеты.

В настоящее время в открытом доступе имеется большое количество статистической информации по теме устойчивого развития. Некоторые электронные ресурсы предоставляют инструментарий для самостоятельного построения карт и диаграмм. Однако чтобы использовать эту возможность в образовательных целях, необходимо дополнительное обучение школьников старших классов базовым навыкам систематизации и визуализации статистических данных. Кроме того, необходима разработка системы рекомендаций, чтобы помочь ученику определить, какие материалы для него наиболее целесообразны и полезны.

Включение в содержание традиционного учебного географического атласа новых сюжетов и тем — один из наиболее оптимальных и перспективных подходов интеграции идей устойчивого развития в школьное образование.

Основной результат проведенных исследований — включение в содержание школьного атласа «Экономическая и социальная география мира. Природные ресурсы. Население. Экономика» новых картографических сюжетов по теме сохранения водных ресурсов планеты. Разработаны мировые карты — «Обеспеченность водными ресурсами» (1:160 000 000); «Дефицит водных ресурсов» (1:250 000 000); «Ресурсы поверхностных вод» (1:160 000 000); «Загрязнение гидросферы» (1:160 000 000); «Минеральные и энергетические ресурсы мирового океана» (1:160 000 000); «Биологические ресурсы мирового океана» (1:160 000 000).

Карты школьного атласа, разработанные с позиций устойчивого развития, помогают воспитать у учащихся способность глобально понимать проблемы современности, а также формировать мотивацию принимать участие в их решении.

Ключ. слова

образование для устойчивого развития, школьный атлас, новые картографические сюжеты, водные ресурсы мира

Список литературы

  1. Концепция географического образования в Российской Федерации. М.: Русское географическое общество, 2018. 13 с. Электронный ресурс: https://docs.edu.gov.ru/document/54daf271f2cc70fc543d88114fa83250/ (дата обращения 24.03.2022).
  2. Лобжанидзе А.А. Географическое образование как основа глобального взаимопонимания в современном мире. Географическая среда и живые системы. 2020. № 2. С. 9–17. DOI: 10.18384/2712-7621-2020-2-9-17.
  3. Нокелайнен Т.С. Образование для устойчивого развития: новые темы карт в школьном атласе по экономической и социальной географии мира: ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. М.: Издательство Московского университета, 2020. Т. 26. Ч. 1. С. 158–166. DOI: 10.35595/2414-9179-2020-1-26-158-166.
  4. Нокелайнен Т.С. Школьное атласное картографирование для образования в интересах устойчивого развития: тема «Лесные ресурсы мира и сохранение их биоразнообразия»: ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. М.: Издательство Московского университета, 2021. Т. 27. Ч. 2. С. 31–41. DOI: 10.35595/2414-9179-2021-2-27-31-41.
  5. Тикунов В.С., Губанов М.Н., Карпович Л.Л., Киселева Н.М., Котова Т.В., Масленникова В.В., Нокелайнен Т.С., Тальская Н.Н. Новые обзорные карты России и мира. Геодезия и картография. 2014. № 6. С. 40–49.
  6. Экономическая и социальная география мира. Природные ресурсы. Население. Экономика. Атлас для 10-го класса. ФГОС. Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. 76 с.
  7. Education for sustainable development goals: learning objectives. Paris, 2017. 62 p. Web resource: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000247444 (accessed 26.01.2022).
  8. Kraak M.-J., Roth R.E., Ricker B., Kagawa A., Sourd G. Mapping for a sustainable world. United Nations: New York, 2020. 144 p.
  9. McCracken M., Wolf A.T. Updating the register of international river basins of the world. International journal of water resources development. 2019. No. 35 (5). P. 732–782. DOI: 10.1080/07900627.2019.1572497.
  10. Pirlea A.F., Serajuddin U., Wadhwa D., Welch M., Whitby A. Atlas of the sustainable development goals 2020: from world development indicators. Washington. DC: World Bank. https://datatopics.worldbank.org/sdgatlas/.
  11. Progress of integrated water resources management. Tracking SDG 6 series: global indicator 6.5.1. updates and acceleration needs. United Nations environment programme (UNEP), 2021. 110 p. Web resource: https://www.unep.org/resources/report/progress-sdg-6-indicators (accessed 20.01.2022).
  12. Ritchie H., Roser M. Clean water and sanitation. Our world in data, 2021. Web resource: https://ourworldindata.org/clean-water-sanitation (accessed 14.01.2022).
  13. The sustainable development goals report. United Nations department of economic and social affairs, 2021. 64 p. DOI: https://doi.org/10.18356/9789210056083.
  14. Transboundary river basins: status and trends. United Nations environment programme (UNEP). Nairobi, 2016. 342 p.
  15. Transforming our world: the 2030 agenda for sustainable development. United Nations, 2015. 41 p. Web resource: https://www.un.org/en/development/desa/population/migration/generalassembly/docs/globalcompact/A_RES_70_1_E.pdf (accessed 10.02.2022).

Для цитирования: Нокелайнен Т.С. Школьное атласное картографирование для образования в интересах устойчивого развития: тема «Водные ресурсы мира». ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Географический факультет МГУ, 2022. Т. 28. Ч. 2. С. 680–690 DOI: 10.35595/2414-9179-2022-2-28-680-690

For citation: Nokelaynen T.S. School atlas mapping for education for sustainable development: topic “Global water resources”. InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: MSU, Faculty of Geography, 2022. V. 28. Part 2. P. 680–690. DOI: 10.35595/2414-9179-2022-2-28-680-690 (in Russian)