Посмотреть или загрузить статью (Rus)
Об авторе
Т.С. Нокелайнен
Ленинские горы, д. 1, 119991, Москва, Россия;
E-mail: nokelta@geogr.msu.su
Аннотация
Цель «образования для устойчивого развития» (ОУР) заключается в том, чтобы помочь учащимся развить такие знания, умения, ценности, которые позволят им принимать решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без экологической угрозы для будущего планеты.
В настоящее время в открытом доступе имеется большое количество статистической информации по теме устойчивого развития. Некоторые электронные ресурсы предоставляют инструментарий для самостоятельного построения карт и диаграмм. Однако чтобы использовать эту возможность в образовательных целях, необходимо дополнительное обучение школьников старших классов базовым навыкам систематизации и визуализации статистических данных. Кроме того, необходима разработка системы рекомендаций, чтобы помочь ученику определить, какие материалы для него наиболее целесообразны и полезны.
Включение в содержание традиционного учебного географического атласа новых сюжетов и тем — один из наиболее оптимальных и перспективных подходов интеграции идей устойчивого развития в школьное образование.
Основной результат проведенных исследований — включение в содержание школьного атласа «Экономическая и социальная география мира. Природные ресурсы. Население. Экономика» новых картографических сюжетов по теме сохранения водных ресурсов планеты. Разработаны мировые карты — «Обеспеченность водными ресурсами» (1:160 000 000); «Дефицит водных ресурсов» (1:250 000 000); «Ресурсы поверхностных вод» (1:160 000 000); «Загрязнение гидросферы» (1:160 000 000); «Минеральные и энергетические ресурсы мирового океана» (1:160 000 000); «Биологические ресурсы мирового океана» (1:160 000 000).
Карты школьного атласа, разработанные с позиций устойчивого развития, помогают воспитать у учащихся способность глобально понимать проблемы современности, а также формировать мотивацию принимать участие в их решении.
Ключ. слова
Список литературы
- Концепция географического образования в Российской Федерации. М.: Русское географическое общество, 2018. 13 с. Электронный ресурс: https://docs.edu.gov.ru/document/54daf271f2cc70fc543d88114fa83250/ (дата обращения 24.03.2022).
- Лобжанидзе А.А. Географическое образование как основа глобального взаимопонимания в современном мире. Географическая среда и живые системы. 2020. № 2. С. 9–17. DOI: 10.18384/2712-7621-2020-2-9-17.
- Нокелайнен Т.С. Образование для устойчивого развития: новые темы карт в школьном атласе по экономической и социальной географии мира: ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. М.: Издательство Московского университета, 2020. Т. 26. Ч. 1. С. 158–166. DOI: 10.35595/2414-9179-2020-1-26-158-166.
- Нокелайнен Т.С. Школьное атласное картографирование для образования в интересах устойчивого развития: тема «Лесные ресурсы мира и сохранение их биоразнообразия»: ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. М.: Издательство Московского университета, 2021. Т. 27. Ч. 2. С. 31–41. DOI: 10.35595/2414-9179-2021-2-27-31-41.
- Тикунов В.С., Губанов М.Н., Карпович Л.Л., Киселева Н.М., Котова Т.В., Масленникова В.В., Нокелайнен Т.С., Тальская Н.Н. Новые обзорные карты России и мира. Геодезия и картография. 2014. № 6. С. 40–49.
- Экономическая и социальная география мира. Природные ресурсы. Население. Экономика. Атлас для 10-го класса. ФГОС. Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. 76 с.
- Education for sustainable development goals: learning objectives. Paris, 2017. 62 p. Web resource: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000247444 (accessed 26.01.2022).
- Kraak M.-J., Roth R.E., Ricker B., Kagawa A., Sourd G. Mapping for a sustainable world. United Nations: New York, 2020. 144 p.
- McCracken M., Wolf A.T. Updating the register of international river basins of the world. International journal of water resources development. 2019. No. 35 (5). P. 732–782. DOI: 10.1080/07900627.2019.1572497.
- Pirlea A.F., Serajuddin U., Wadhwa D., Welch M., Whitby A. Atlas of the sustainable development goals 2020: from world development indicators. Washington. DC: World Bank. https://datatopics.worldbank.org/sdgatlas/.
- Progress of integrated water resources management. Tracking SDG 6 series: global indicator 6.5.1. updates and acceleration needs. United Nations environment programme (UNEP), 2021. 110 p. Web resource: https://www.unep.org/resources/report/progress-sdg-6-indicators (accessed 20.01.2022).
- Ritchie H., Roser M. Clean water and sanitation. Our world in data, 2021. Web resource: https://ourworldindata.org/clean-water-sanitation (accessed 14.01.2022).
- The sustainable development goals report. United Nations department of economic and social affairs, 2021. 64 p. DOI: https://doi.org/10.18356/9789210056083.
- Transboundary river basins: status and trends. United Nations environment programme (UNEP). Nairobi, 2016. 342 p.
- Transforming our world: the 2030 agenda for sustainable development. United Nations, 2015. 41 p. Web resource: https://www.un.org/en/development/desa/population/migration/generalassembly/docs/globalcompact/A_RES_70_1_E.pdf (accessed 10.02.2022).
Для цитирования: Нокелайнен Т.С. Школьное атласное картографирование для образования в интересах устойчивого развития: тема «Водные ресурсы мира». ИнтерКарто. ИнтерГИС. M.: Географический факультет МГУ, 2022. Т. 28. Ч. 2. С. 680–690. DOI: 10.35595/2414-9179-2022-2-28-680-690
For citation: Nokelaynen T.S. School atlas mapping for education for sustainable development: topic “Global water resources”. InterCarto. InterGIS. Moscow: MSU, Faculty of Geography, 2022. V. 28. Part 2. P. 680–690. DOI: 10.35595/2414-9179-2022-2-28-680-690 (in Russian)