К вопросу изучения имиджа крупнейших туристских урбодестинаций Мира в русскоговорящем сегменте интернета

DOI: 10.35595/2414-9179-2022-2-28-347-361

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторах

С.С. Кузовлев

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Географический факультет,
Ленинские горы, д. 1, 119991, Москва, Россия;
E-mail: svyatokuz@mail.ru

Е.С. Рыкунова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Географический факультет,
Ленинские горы, д. 1, 119991, Москва, Россия;
E-mail: rykunova.es@yandex.ru

Н.А. Слука

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Географический факультет,
Ленинские горы, д. 1, 119991, Москва, Россия;
E-mail: sluka2011@yandex.ru

Аннотация

Нарастающая турбулентность мирового рынка туризма обусловливает необходимость развития маркетингового аспекта дестинации, формирующийся имидж которой выступает важным фактором поведения потенциального туриста. При наличии теоретического базиса разработка данного направления требует поиска новых подходов, современных источников информации и определения алгоритма исследования, что имеет особую актуальность для глобальных городов, образующих уникальную категорию туристских дестинаций или урбодестинаций. Цель данного исследования — на базе сочетания ряда методик и использования возможностей анализа социальных медиа оценить восприятие Нью-Йорка, Токио, Лондона, Парижа, Лос-Анджелеса, Сингапура, Гонконга, Шанхая и Сеула в русскоговорящем сегменте интернета (Рунете). Предлагается концептуальная схема реализации исследования, база данных которого состоит из четырех блоков: совокупность статистических данных и международных рейтингов урбодестинаций; количество поисковых запросов пользователей Рунета; частота и контекст упоминаний урбодестинаций в совокупности социальных медиа (VK, Facebook, Instagram, Twitter и др.); результаты социологического опроса посредством интернет-анкетирования в регионах России и зарубежья. На основе проведенного анализа оценена действенность различных механизмов формирования имиджа крупнейших урбодестинаций мира при сравнительно скромной роли СМИ; выявлен уровень их аттрактивности в аудитории Рунета. Приводится обобщающая схема «опорного каркаса» имиджа урбодестинации, отражающая вторичность аффективных компонентов и доминанту собственно городских данностей при особой роли категорий «столичности», городских локалитетов и архитектурных брендов. Одновременно установлены существенные различия в поле формирования, «фокусности», соотношении когнитивных и аффективных компонентов имиджа, и в целом высокая степень его индивидуальности, что на практике предполагает использование арсенала тонких настроек маркетинга крупнейших туристских урбодестинаций мира.

Ключ. слова

международный туризм, дестинация, глобальный город, имидж урбодестинации, «опорный каркас» имиджа, социальные медиа, аудитория Рунета

Список литературы

  1. Александрова А.Ю. Рейтинги глобальных городов мира как туристских дестинаций и место в них Москвы. Региональные исследования, 2015. № 3 (49). С. 122–130.
  2. Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001. 562 с.
  3. Зайцев А.А., Тихонов А.А. Обзор влияния пандемии коронавируса на туристическую отрасль. Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире. Вып. 1. М.: НИУ «Высшая школа экономики», 2020. С. 56–66.
  4. Замятин Д.Н. Географический образ. Материалы к словарю по гуманитарной географии. Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах. Вып. 4. М.: Институт Наследия, 2007. С. 273–275.
  5. Замятин Д.Н. Культура и пространство: Моделирование географических образов. М.: Знак, 2006. 488 с.
  6. Замятина Н.Ю., Арутюнян К.М. Взаимосвязи образов стран Европы в прессе (по материалам газет «Таймс» и «Нью-Йорк Таймс»). Вестник Московского университета. Сер. 5: География. 2005. № 5. С. 60–65.
  7. Зорин А.И. Дестинация. М.: ВЛАЦ, 2009. 28 с.
  8. Калуцков В.Н. Ландшафт в культурной географии. М.: Новый хронограф, 2008. 320 с.
  9. Кирьянова Л.Г. Маркетинг дестинаций как современный подход к управлению туристским регионом. Известия Томского политехнического университета, 2010. Т. 316. № 6. С. 35–40.
  10. Кирьянова Л.Г. Модель имиджа туристской дестинации в рамках маркетингового подхода к управлению туристскими регионами. Вестник Кемеровского государственного университета, 2015. № 2 (62). Т. 7. С. 191–195.
  11. Кирьянова Л.Г. «Туристская дестинация» как комплексный концепт и ключевой элемент туристской системы. Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. № 4 (52). Т. 1. С. 131–136.
  12. Колосов В.А., Тикунов В.С., Заяц Д.В. Мир в зеркале средств массовой информации: использование анаморфоз в политикогеографическом анализе. Вестник Московского университета. Сер. 5: География. М., 2000. № 2. С. 15–22.
  13. Коль О.Д. Особенности крупного города как туристской дестинации: системный подход. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 33. С. 76–80.
  14. Слука Н.А., Карякин В.В., Колясев Е.Ф. Глобальные города как хабы новых транснациональных акторов. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2020. Т. 13. № 1. С. 203–226. DOI: 10.23932/2542-0240-2020-13-1-11.
  15. Слука Н.А., Кузовлев С.С. Современный образ Парижа в русскоязычном сегменте интернета. Вестник Московского университета. Серия 5: География. 2020. № 2. С. 110–114.
  16. Токбулатова Ж.Е., Колосов В.А. Образ Казахстана в России в зеркале общественного мнения. Региональные исследования. 2018. № 2 (60). С. 58–67.
  17. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. 669 с.
  18. Framke W. The Destination as a Concept: A Discussion of the Business-related Perspective versus the Socio-cultural Approach in Tourism. Theory Scandinavian Journal of Hospitality and Tourism. Scandinavian Journal of Hospitality and Tourism. 2002. No. 2 (2). P. 92–108.
  19. Leiper N. Tourism Management. 3 ed. Sidney: Pearson Education Australia, 2004. 326 p.

Для цитирования: Кузовлев С.С., Рыкунова Е.С., Слука Н.А. К вопросу изучения имиджа крупнейших туристских урбодестинаций Мира в русскоговорящем сегменте интернета. ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Географический факультет МГУ, 2022. Т. 28. Ч. 2. С. 347–361 DOI: 10.35595/2414-9179-2022-2-28-347-361

For citation: Kuzovlev S.S., Rykunova E.S., Sluka N.A. To the topic of studying the image of the world’s largest tourist urban destinations in the Russian-speaking segment of the Internet. InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: MSU, Faculty of Geography, 2022. V. 28. Part 2. P. 347–361. DOI: 10.35595/2414-9179-2022-2-28-347-361 (in Russian)