Картографирование транспортной подвижности населения республики Саха (Якутия)

DOI: 10.35595/2414-9179-2022-2-28-229-243

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторах

А.Н. Саввинова

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»,
ул. Белинского, д. 58, 677000, г. Якутск, Россия;
E-mail: sava_73@mail.ru

М.И. Захаров

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»,
ул. Белинского, д. 58, 677000, г. Якутск, Россия;
E-mail: mplusz@inbox.ru

Аннотация

Развитие транспортной системы и мобильности населения — одна из наиболее острых и актуальных проблем для арктических регионов и Дальнего Востока России. Статья посвящена изучению и картографированию транспортной подвижности населения Республики Саха (Якутия). Составлены тематические карты: «Автомобильная и авиационная транспортная сеть Республики Саха (Якутия)», «Внутрирайонная авиационная подвижность населения Республики Саха (Якутия) в 2020 г.», «Внутрирайонная транспортная подвижность населения Республики Саха (Якутия) автомобильным транспортом в 2020 г.», дающие представление о пространственной дифференциации районов Якутии по этим показателям. Отмечена территориальная неравномерность транспортно-логистической инфраструктуры, причина неравномерности — отсутствие во многих районах круглогодичных путей сообщения. Вследствие этого наблюдается пространственная контрастность в распределении показателей подвижности населения. В результате произведенных расчетов и анализа показателей внутрирайонной авиационной и автомобильной транспортной подвижности в 2020 г., выполнена группировка районов Якутии. Наибольшие показатели подвижности автомобильным транспортом наблюдаются в г. Якутск, Алданском, Нерюнгринском и Усть-Алданском районах, во многих арктических районах наземная транспортная подвижность находится на низком уровне. При этом на показатель подвижности влияет автомобилизация населения и развитие транспортных услуг, осуществляемых индивидуальными предпринимателями и частными лицами. Относительно высокий уровень авиационной подвижности присущ арктическим районам (Оленекский, Булунский и Среднеколымский), в основном это связано с наличием субсидированных рейсов по социально значимым воздушным маршрутам. В целом, по сравнению с российскими показателями, наблюдается малая авиационная подвижность населения Якутия, уровень которой на местных направлениях в 3 раза ниже, чем по России. Существующий низкий уровень развития местных воздушных и автотранспортных пассажироперевозок, высокая себестоимость транспортных перевозок, по сравнению с уровнем доходов населения, препятствуют увеличению транспортной подвижности жителей Якутии.

Ключ. слова

транспортная подвижность населения, карта транспорта, Республика Саха (Якутия)

Список литературы

  1. Бадина С.В., Панкратов А.А., Янков К.В. Проблемы транспортной доступности изолированных населенных пунктов европейского сектора Арктической зоны России. ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. М: Издательство Московского университета, 2020. Т. 26. Ч. 1. С. 305–317. DOI: 10.35595/2414-9179-2020-1-26-305-317.
  2. Бугроменко В.Н. Транспорт в территориальных системах. М.: Наука, 1987. 112 с.
  3. Ваксман С.А. О соотношении понятий «мобильность» и «подвижность» в исследовании транспортных систем городов. Материалы Х международной (13-й Екатеринбургской) науч.-практич. конф. 14–15 июня 2004 года. [Электронный ресурс] URL: http://www.waksman.ru/Russian/Systems/Waksm2.htm. (дата обращения 28.04.2022).
  4. Галабурда В.Г., Иванова Е.А., Флягина Т.А. Роль транспортной подвижности населения в повышении качества жизни и развитии общества. Transport business in Russia, 2016. № 5. С. 101–104.
  5. Гольц Г.А. Транспорт и расселение. М.: Наука, 1981. 248 с.
  6. Ковалев С.А. Сельское расселение: Географическое исследование. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1963. 371 с.
  7. Крылов П.М. Типологизация современных региональных транспортных систем России. Известия РАН. Серия Географическая. 2007. № 4. С. 66–75.
  8. Лейзерович Е.Е. Экономические микрорайоны России (сетка и типология). М.: «Триболит», 2004. 128 с.
  9. Михайлов А.Ю., Тарханова Н.В., Яценко С.А. Методические рекомендации по проведению обследования транспортной подвижности льготных категорий населения анкетным методом. Вестник ИрГТУ, 2013. № 12 (83). С. 190–193.
  10. Мулеев Е.Ю. «Транспортное поведение», «подвижность» и «мобильность»: к вопросу о концептуализации терминов. Социологический журнал. 2015. Т. 21. № 3. С. 8–28.
  11. Неретин А.С., Зотова М.В., Ломакина А.И., Тархов С.А. Транспортная связность и освоенность восточных регионов России. Известия РАН. Серия географическая. 2019. № 6. С. 35–52.
  12. Нокелайнен Т.С. Картографирование сезонной автотранспортной доступности Арктического региона России. ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. М.: Географический факультет МГУ, 2021. Т. 27. Ч. 2. С. 102–113. DOI: 10.35595/2414-9179-2021-2-27-102-113.
  13. Пилясов А.Н., Замятина Н.Ю., Гончаров Р.В. Без мобильности нет креативности: антропология транспорта Сибири и Дальнего Востока. Пространственная Экономика, 2019. Т. 15. № 4. С. 149–183. DOI: 10.14530/se.2019.4.149-183.
  14. Приваловский А.Н. Типология локальных транспортных систем России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата географических наук. М.: ИГ РАН, 2008. 183 с.
  15. Родоман Б.Б. Пространственная поляризация и переориентация. Куда идет Россия? Трансформация социальной сферы и социальная политика. М.: Дело, 1998. С. 178–192.
  16. Семина И.А. Подвижность населения как транспортно-географическая проблема. Успехи современного естествознания. 2019. № 8. С. 73–78. [Электронный ресурс] URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=37186 (дата обращения: 05.04.2022).
  17. Серова Н.А. Особенности развития рынка транспортных услуг в российской Арктике. Вестник СурГУ. 2021. Вып. 2 (32). С. 51–57.
  18. Тархов С.А. Эволюционная морфология транспортных сетей. Смоленск: Универсум, 2005. 386 с.
  19. Тотонова Е.Е. Транспортная инфраструктура Республики Саха (Якутия) и особенности пространственного развития. Московский экономический журнал. 2020. № 9. С. 571–578.
  20. Транспортная система мира. Под ред. С.С. Ушакова, Л.И. Василевского. М: Изд-во «Транспорт», 1971. 216 с.
  21. Штоцкая А.А., Михайлов А.Ю. Оценка транспортной подвижности населения на основе дезагрегированных моделей. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2017. Т. 21. № 5. С. 199–207. DOI: 10.21285/1814-3520-2017-5-199-207.
  22. Юкиш В.Ф. Факторный анализ транспортной подвижности населения России. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 4 (2). С. 78–83.
  23. Якунин Н.Н., Нургалиева Д.Х. Транспортная подвижность населения в г. Оренбурге. Вестник ОГУ. 2014. № 10 (171). С. 224–229.
  24. Zagidullin R., Mukhametshina R. Transport mobility of Russian super-large cities. E3S Web of Conferences. 274. 13006 (2021) STCCE, 2021. P. 1–9. DOI: 10.1051/e3sconf/202127413006.

Для цитирования: Саввинова А.Н., Захаров М.И. Картографирование транспортной подвижности населения республики Саха (Якутия). ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Географический факультет МГУ, 2022. Т. 28. Ч. 2. С. 229–243 DOI: 10.35595/2414-9179-2022-2-28-229-243

For citation: Savvinova A.N., Zakharov M.I. Mapping of transport mobility of the population of the Republic of Sakha (Yakutia). InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: MSU, Faculty of Geography, 2022. V. 28. Part 2. P. 229–243. DOI: 10.35595/2414-9179-2022-2-28-229-243 (in Russian)