Картографическое обеспечение исследования территориальных особенностей студенческой иммиграции в России

DOI: 10.35595/2414-9179-2022-2-28-126-145

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторах

Н.В. Сопнев

Северо-Кавказский федеральный университет, Институт наук о Земле,
ул. Пушкина, д. 1, 355017, Ставрополь, Россия;
E-mail: sopnev.stav@gmail.com

И.А. Соловьев

Северо-Кавказский федеральный университет, Институт наук о Земле,
ул. Пушкина, д. 1, 355017, Ставрополь, Россия;
E-mail: soloivan@mail.ru

Аннотация

В статье на основе статистических данных МВД РФ проведен пространственный анализ современной студенческой иммиграции в Россию на разных территориальных уровнях: субрегионов и стран мира, федеральных округов и субъектов РФ. Одним из самых действенных способов изучения указанных процессов является их картографирование посредством геоинформационного инструментария. Построена серия тематических карт, которые отражают территориальные особенности студенческой международной миграции в Россию на основе принципа полимасштабности. На каждом территориальном уровне были построены карты за 2016 и 2021 гг. тремя способами: количественного фона, точечным и картодиаграмм. Главной тенденцией последних лет является рост масштабов студенческой иммиграции в Россию, что оказывает благотворное влияние на демографию государства. Положительная динамика международных студенческих потоков была прервана только в первый год пандемии COVID-19. Среди стран, отправляющих молодых людей обучаться в Россию, доминирующее положение занимают бывшие республики Советского Союза, а также страны дальнего зарубежья, расположенные в Азии и Африке. Новейшей тенденцией потоков студенческой иммиграции в РФ является уменьшение роли западных стран. География международной студенческой миграции в России отличается существенной территориальной дифференциацией. Значительная часть потоков иностранных студентов концентрируется в столичных вузах РФ (Москва, Санкт-Петербург), а также в Татарстане. В Азиатской России лидерство по приему иностранных студентов принадлежит Новосибирской, Томской и Омской областям. Главной тенденцией последних лет является увеличение концентрации иностранных студентов во многих региональных центрах России, что будет усиливать влияние студенческой иммиграции на устойчивость демографического развития провинциальных регионов страны.

Ключ. слова

картография, международная миграция, студенты, Россия

Список литературы

  1. Алексеева Е.Н. Особенности и перспективы образовательной миграции в эпоху глобальных трансформаций. Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 2012. № 4. С. 113–135.
  2. Веревкин О.Л. Использование потенциала российских вузов для подготовки иностранных студентов. Социологическая наука и социальная практика. 2017. Т. 5. № 3. С. 126–144. DOI: 10.19181/snsp.2017.5.3.5360.
  3. Волох В.А., Гришаева С.А. Международная образовательная миграция в современной России: особенности, проблемы и перспективы. Социальная политика и социология. 2017. Т. 16. № 1 (120). С. 80–87.
  4. Габдрахманов Н.К., Бабкина Т.С. Цифровые следы образовательной миграции. Межвузовская научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых специалистов им. Е.В. Арменского. М.: Московский институт электроники и математики НИУ ВШЭ, 2019. С. 87–88.
  5. Гаврилова К.А., Градировский С.Н., Письменная Е.В., Рязанцев С.В., Яценко Б.Б. Учебная миграция из стран СНГ и Балтии: потенциал и перспективы для России. Под ред. К.А. Гаврилова, Е.Б. Яценко. М.: Фонд «Наследие Евразии», 2012. 210 с.
  6. Громова Е.А., Бояркин Г.Н. Проблемы и перспективы развития образовательной (учебной) миграции в современной России. Креативная экономика. 2011. Т. 5. № 7. С. 105–113.
  7. Кузнецова А.Р. Тенденции образовательной миграции в Российской Федерации. Siberian Socium. 2019. Т. 3. № 2. С. 52–65. DOI: 10.21684/2587-8484-2019-3-2-52-65.
  8. Мичурина Ф.З., Фотина О.В. Тенденции образовательной миграции в составе конструктивных направлений развития высшей школы. Географический вестник. 2019. № 2. 2019. С. 56–66.
  9. Письменная Е.В. Социальные последствия учебной иммиграции в Россию: вопросы теории и методики исследования. Автореферат дис. на соискание степени доктора социологических наук. М.: ИСПИ РАН, 2009. С. 328.
  10. Рязанцев С.В., Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И., Безвербный В.А. Международная академическая мобильность в России: тенденции, виды, государственное стимулирование. Экономика региона, 2019. Т. 15. № 2. С. 420–435.
  11. Сафонова М.А. Институционально-исторические основания системы международной студенческой мобильности. Социология науки и технологий, 2012. С. 98.
  12. Соловьев И.А., Фрайер П.Дж., Щитова Н.А., Белозеров В.С. Пространственный анализ международной студенческой иммиграции в России. ИнтерКарто. ИнтерГИС, 2021. Т. 27. № 4. С. 402–414. DOI: 10.35595/2414-9179-2021-4-27-402-414.
  13. Суворова В.А., Бронников И.А. Международная образовательная миграция как «Ресурс мягкой силы» в эпоху глобализации. Управление. 2019. Т. 7. № 4. С. 131–139.
  14. Таишева В.В. Образовательная миграция как механизм формирования транснационального человеческого капитала. Общество. Доверие. Риски: Доверие к миграционным процессам. Риски нового общества: материалы Международного форума. Вып. 1. М.: Издательский дом ГУУ, 2019. С. 335–346.
  15. Трофимов Е.А., Трофимова Т.И. Особенности учебной миграции в условиях глобализации. Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 23 марта 2017 г. Иркутск, 2017. С. 219–224.
  16. Шитова Н.Б. Образовательная миграция в России: концептуальные вопросы правового регулирования. Jornal of Russian Law. 2020. № 7. С. 98–111.
  17. Abbott A., Silles M. Determinants of International Student Migration. The World Economy, 2016. Vol. 39. No. 5. P. 621–635. DOI: 10.1111/twec.12319.
  18. Baas M. The Education-Migration Industry: International Students, Migration Policy and the Question of Skills. International Migration. 2019. Vol. 57. P. 222–234. DOI: 10.1111/imig.12540.
  19. Baláz V., Williams A., Kollár D. Temporary versus Permanent Youth Brain Drain: Economic Implications. International Migration. 2004. Vol. 42. P. 3–34. DOI: 10.1111/j.0020-7985.2004.00293.x.
  20. Kaneko S. How Studying Abroad in Malaysia Leads to Transnational Migration: Interview Results From Former International Students. Osaka Human Sciences. 2020. No. 6. P. 107–129.
  21. Lee C.S. Global linguistic capital, global cultural capital: International student migrants in China’s two-track international education market. International Journal of Educational Development. 2019. Vol. 67. P. 94–102.
  22. Madge C., Raghuram P., Noxolo P. Conceptualizing international education: From international student to international study. Progress in Human Geography. 2015. Vol. 39. No. 6. DOI: 10.1177/0309132514526442.
  23. Murphy-Lejeune E. Student Mobility and Narrative in Europe. The New Strangers. 2002. 288 p.
  24. Perez-Encinas A., Rodriguez-Pomeda J. Hans de Wit Factors influencing student mobility: a comparative European study. 2021. Vol. 46. P. 2528–2541. DOI: 10.1080/03075079.2020.1725873.
  25. Restaino M., Prosperina M., Primerano I. Analysing International Student Mobility Flows in Higher Education: A Comparative Study on European Countries. Social Indicators Research. 2020. Vol. 149. P. 947–965.
  26. Rodriguez C., Bustillo R., Mariel P. The Determinants of International Student Mobility Flows: An Empirical Study on the Erasmus Programmer. The International Journal of Higher Education and Educational Planning. 2011. Vol. 62 (4). P. 413–430.
  27. Sjaastad L. Chapter in Investment in Human Beings. National Bureau of Economic Research. 1962. No. 5. P. 80–93.
  28. Wells A. Author links open overlay panel International Student Mobility: Approaches, Challenges and Suggestions for Further Research Procedia. Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 143. P. 19–24.

Для цитирования: Сопнев Н.В., Соловьев И.А. Картографическое обеспечение исследования территориальных особенностей студенческой иммиграции в России. ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Географический факультет МГУ, 2022. Т. 28. Ч. 2. С. 126–145 DOI: 10.35595/2414-9179-2022-2-28-126-145

For citation: Sopnev N.V., Soloviev I.A. Cartographic provision for the study of territorial features of student immigration in Russia. InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: MSU, Faculty of Geography, 2022. V. 28. Part 2. P. 126–145. DOI: 10.35595/2414-9179-2022-2-28-126-145 (in Russian)