Посмотреть или загрузить статью (Rus)
Об авторах
В.С. Белозеров
ул. Пушкина, д. 1, 355000, Ставрополь, Россия;
E-mail: vsbelozerov@yandex.ru
Н.А. Щитова
ул. Пушкина, д. 1, 355000, Ставрополь, Россия;
E-mail: stavgeo@mail.ru
В.О. Есикова
проспект Кулакова, д. 16/1, 355035, Ставрополь, Россия;
E-mail: esikova.v@mail.ru
Аннотация
В статье представлен опыт разработки геоинформационного мониторинга студенческой иммиграции в Россию. Предложена концептуальная схема мониторинга, рассмотрены его основные структуры и принципы функционирования. Доказано, что использование геоинформационного мониторинга позволяет обрабатывать большие массивы информации, формировать базы данных, качественно выполнять оценочно-аналитические процедуры, направленные на оптимизацию управленческой деятельности. Система мониторинга разработана на базе ГИС-платформы ArcGIS и включает три основных модуля: организационный, визуализации, экспертно-аналитический, каждый из которых выполняет определенные функции. Центральное место в статье занимают примеры моделирования процессов и визуализации данных, характеризующих иностранную студенческую иммиграцию. Наибольшую наглядность обеспечивают, по мнению авторов, методы картографических анаморфированных изображений и кольцевых карт. Продемонстрированы возможности центрографического метода при расчете центра тяжести иностранной студенческой иммиграции по территории России. Выявлено смещение общероссийского центра тяжести от Татарстана на юго-запад, что отражает снижение интереса к сибирским научно-образовательным центрам и повышение аттрактивности южно-европейских. Получены предварительные результаты о современном состоянии и трансформации образовательного иммиграционного пространства России, главной особенностью которого является сильная поляризация. Очевидна неравномерность распределения иностранных студентов по регионам. Традиционными центрами притяжения выступают столичные территории и старинные университетские центры. Одновременно наблюдается активизация периферийных региональных вузов, увеличивающих набор иностранных студентов, повышая статус регионов, в которых они расположены. Важным фактором при выборе вуза наряду с имиджем выступает позиционный фактор, отражающий влияние расположения места обучения на территории России.
Ключ. слова
Список литературы
- Антонова Н.Л., Борзова А.Ю., Булатова Т.А. и др. Образовательная миграция. Школы, вузы, музеи России как агенты адаптации и интеграции. Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2019. 248 с.
- Белов Ф.Д. Учебная миграция: факторы, влияющие на привлечение иностранных и возврат российских молодых ученых. Вестник Российского университета дружбы народов. 2020. Т. 28. № 1. С. 184–195. DOI: 10.22363/2313-2329-2020-28-1-184-195.
- Белозеров В.С., Панин А.Н., Черкасов А.А. ГИС «Этнические процессы в России» — инструмент управления полиэтничными территориями. Материалы Международной конференции ИнтерКарто. ИнтерГИС. 2014. № 20. С. 439–443.
- Белозеров В.С., Щитова Н.А., Соловьев И.А., Чихичин В.В. Адаптация иностранных студентов в университетах Северного Кавказа. Демографический и миграционный портрет Кавказа. 2019. Т. 5. № 2. С. 125–134.
- Ваулина Т.А., Сахарова К.Н. Организационные аспекты адаптации иностранных студентов, обучающихся в российском вузе. Вестник Томского государственного университета. 2015. № 400. С. 267–272. DOI: 10.17223/15617793/400/42.
- Витковская М.И., Троцук И.В. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России (на примере РУДН). Вестник РУДН. Серия: Социология. 2004. № 6–7.
- Вишневский А.Г. Время демографических перемен. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 517 с.
- Воробьева О.Д., Кулаков В.М., Мкртчян Н.В. Проблемы кадрового обеспечения и экспорт образовательных услуг в Российской Федерации. Проблемы прогнозирования. М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, 2004. С. 109–124.
- Зайончковская Ж.А., Тюрюканова Е.В., Флоринская Ю.Ф. и др. Миграция и демографический кризис в России. Центр миграционных исследований, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. Москва: Издательство «Макс пресс», 2010. 94 с.
- Леденева В.Ю. Международная образовательная миграция в России: потенциал и перспективы. Социология образования. 2014. № 3. С. 68–78.
- Митин Д.Н. Образовательная (учебная) миграция: понятие, проблемы и пути решения. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, 2010. № 3. С. 123–134.
- Панин А.Н. Атласная информационная система «Этнодемографические процессы в Ставропольском крае»: Дис. … канд. геогр. н. Ставрополь, 2005. 149 с.
- Письменная Е.Е. Социальные последствия учебной иммиграции в Россию (вопросы теории и методики исследования). Дис. … канд. соц. н. М., 2009. 328 с.
- Преображенский Ю.В. Пространственно-временная динамика систем расселения долин Волги и Камы. Географический вестник. 2017. № 2 (41). С. 25–31. DOI: 10.17072/2079-7877-2017-2-25-31.
- Раужин И.Г. Полимасштабный мониторинг демографических процессов в России с использованием геоинформационных технологий: Дис. … канд. геогр. н. Ставрополь, 2011. 214 с.
- Рязанцев С.В., Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И., Безвербный В.А. Международная академическая мобильность в России. Тенденции, виды, государственное стимулирование. Экономика региона. 2019. Т. 15 (2). С. 420–435.
- Тикунов В.С. Геоинформационный мониторинг: инструмент пространственно-временного анализа населения. Вестник Московского университета. Сер. 5. География. 2015. № 2. С. 33–39.
- Фурса Е.В., Рогова Т.М. Международная учебная миграция: тенденции и особенности современного развития. Journal of Economic Regulation. 2012. Т. 3. № 3. С. 42–51.
- Хаджаев З.Ш. Образовательная иммиграция в Россию: сущность и проблемы адаптации. Миграция как ресурс социально-экономического и демографического развития: Сборник статей. М.: Издательство Экон-Информ, 2019. С. 380–386.
- Черкасов А.А. Мониторинг этнических аспектов урбанизации в России на основе ГИС-технологий: Дис. … канд. геогр. н. Ставрополь, 2013. 165 с.
- Abbott A.J., Silles M. Determinants of international student migration. In: The World Economy. 2016. Vol. 39. No. 5. P. 621–635.
- Balaz V., Williams A., Kollar D. Temporary Versus Permanent Youth Brain Drain: Economic Implications. International Migration. 2004. No. 42. P. 3–34. DOI: 10.1111/j.0020-7985.2004.00293.x.
- Findlay A., King R., Stam A., and Ruiz-Gelices E. Ever Reluctant Europeans: The Changing Geographies of UK Students Studying and Working Abroad. European Urban and Regional Studies. 2006. Vol. 13. P. 291–318. DOI: 10.1177/0969776406065429.
- Rodríguez González C., Bustillo Mesanza R., Mariel P. The determinants of international student mobility flows: an empirical study on the Erasmus programme. Higher Education. 2011. Vol. 62. P. 413–430.
- Sjaastad L. Chapter in Investment in Human Beings. National Bureau of Economic Research. 1962. No. 5. P. 80–93.
- Wells A. International Student Mobility: Approaches, Challenges and Suggestions for Further Research. Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 143. P. 19–24. DOI: 10.1016/J.SBSPRO.2014.07.350.
Для цитирования: Белозеров В.С., Щитова Н.А., Есикова В.О. Геоинформационный мониторинг и моделирование процессов иммиграции студентов в Россию. ИнтерКарто. ИнтерГИС. M.: Географический факультет МГУ, 2022. Т. 28. Ч. 2. С. 19–33. DOI: 10.35595/2414-9179-2022-2-28-19-33
For citation: Belozerov V.S., Shchitova N.A., Esikova V.O. Geoinformation monitoring and modeling of student immigration to Russia. InterCarto. InterGIS. Moscow: MSU, Faculty of Geography, 2022. V. 28. Part 2. P. 19–33. DOI: 10.35595/2414-9179-2022-2-28-19-33 (in Russian)