Геоинформационный мониторинг и моделирование процессов иммиграции студентов в Россию

DOI: 10.35595/2414-9179-2022-2-28-19-33

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторах

В.С. Белозеров

Северо-Кавказский федеральный университет, Кафедра социально-экономической географии,
ул. Пушкина, д. 1, 355000, Ставрополь, Россия;
E-mail: vsbelozerov@yandex.ru

Н.А. Щитова

Северо-Кавказский федеральный университет, Кафедра социально-экономической географии,
ул. Пушкина, д. 1, 355000, Ставрополь, Россия;
E-mail: stavgeo@mail.ru

В.О. Есикова

Северо-Кавказский федеральный университет, Институт наук о Земле,
проспект Кулакова, д. 16/1, 355035, Ставрополь, Россия;
E-mail: esikova.v@mail.ru

Аннотация

В статье представлен опыт разработки геоинформационного мониторинга студенческой иммиграции в Россию. Предложена концептуальная схема мониторинга, рассмотрены его основные структуры и принципы функционирования. Доказано, что использование геоинформационного мониторинга позволяет обрабатывать большие массивы информации, формировать базы данных, качественно выполнять оценочно-аналитические процедуры, направленные на оптимизацию управленческой деятельности. Система мониторинга разработана на базе ГИС-платформы ArcGIS и включает три основных модуля: организационный, визуализации, экспертно-аналитический, каждый из которых выполняет определенные функции. Центральное место в статье занимают примеры моделирования процессов и визуализации данных, характеризующих иностранную студенческую иммиграцию. Наибольшую наглядность обеспечивают, по мнению авторов, методы картографических анаморфированных изображений и кольцевых карт. Продемонстрированы возможности центрографического метода при расчете центра тяжести иностранной студенческой иммиграции по территории России. Выявлено смещение общероссийского центра тяжести от Татарстана на юго-запад, что отражает снижение интереса к сибирским научно-образовательным центрам и повышение аттрактивности южно-европейских. Получены предварительные результаты о современном состоянии и трансформации образовательного иммиграционного пространства России, главной особенностью которого является сильная поляризация. Очевидна неравномерность распределения иностранных студентов по регионам. Традиционными центрами притяжения выступают столичные территории и старинные университетские центры. Одновременно наблюдается активизация периферийных региональных вузов, увеличивающих набор иностранных студентов, повышая статус регионов, в которых они расположены. Важным фактором при выборе вуза наряду с имиджем выступает позиционный фактор, отражающий влияние расположения места обучения на территории России.

Ключ. слова

демографические процессы, студенческая иммиграция, геоинформационный мониторинг, база пространственных данных

Список литературы

  1. Антонова Н.Л., Борзова А.Ю., Булатова Т.А. и др. Образовательная миграция. Школы, вузы, музеи России как агенты адаптации и интеграции. Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2019. 248 с.
  2. Белов Ф.Д. Учебная миграция: факторы, влияющие на привлечение иностранных и возврат российских молодых ученых. Вестник Российского университета дружбы народов. 2020. Т. 28. № 1. С. 184–195. DOI: 10.22363/2313-2329-2020-28-1-184-195.
  3. Белозеров В.С., Панин А.Н., Черкасов А.А. ГИС «Этнические процессы в России» — инструмент управления полиэтничными территориями. Материалы Международной конференции ИнтерКарто. ИнтерГИС. 2014. № 20. С. 439–443.
  4. Белозеров В.С., Щитова Н.А., Соловьев И.А., Чихичин В.В. Адаптация иностранных студентов в университетах Северного Кавказа. Демографический и миграционный портрет Кавказа. 2019. Т. 5. № 2. С. 125–134.
  5. Ваулина Т.А., Сахарова К.Н. Организационные аспекты адаптации иностранных студентов, обучающихся в российском вузе. Вестник Томского государственного университета. 2015. № 400. С. 267–272. DOI: 10.17223/15617793/400/42.
  6. Витковская М.И., Троцук И.В. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России (на примере РУДН). Вестник РУДН. Серия: Социология. 2004. № 6–7.
  7. Вишневский А.Г. Время демографических перемен. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 517 с.
  8. Воробьева О.Д., Кулаков В.М., Мкртчян Н.В. Проблемы кадрового обеспечения и экспорт образовательных услуг в Российской Федерации. Проблемы прогнозирования. М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, 2004. С. 109–124.
  9. Зайончковская Ж.А., Тюрюканова Е.В., Флоринская Ю.Ф. и др. Миграция и демографический кризис в России. Центр миграционных исследований, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. Москва: Издательство «Макс пресс», 2010. 94 с.
  10. Леденева В.Ю. Международная образовательная миграция в России: потенциал и перспективы. Социология образования. 2014. № 3. С. 68–78.
  11. Митин Д.Н. Образовательная (учебная) миграция: понятие, проблемы и пути решения. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, 2010. № 3. С. 123–134.
  12. Панин А.Н. Атласная информационная система «Этнодемографические процессы в Ставропольском крае»: Дис. … канд. геогр. н. Ставрополь, 2005. 149 с.
  13. Письменная Е.Е. Социальные последствия учебной иммиграции в Россию (вопросы теории и методики исследования). Дис. … канд. соц. н. М., 2009. 328 с.
  14. Преображенский Ю.В. Пространственно-временная динамика систем расселения долин Волги и Камы. Географический вестник. 2017. № 2 (41). С. 25–31. DOI: 10.17072/2079-7877-2017-2-25-31.
  15. Раужин И.Г. Полимасштабный мониторинг демографических процессов в России с использованием геоинформационных технологий: Дис. … канд. геогр. н. Ставрополь, 2011. 214 с.
  16. Рязанцев С.В., Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И., Безвербный В.А. Международная академическая мобильность в России. Тенденции, виды, государственное стимулирование. Экономика региона. 2019. Т. 15 (2). С. 420–435.
  17. Тикунов В.С. Геоинформационный мониторинг: инструмент пространственно-временного анализа населения. Вестник Московского университета. Сер. 5. География. 2015. № 2. С. 33–39.
  18. Фурса Е.В., Рогова Т.М. Международная учебная миграция: тенденции и особенности современного развития. Journal of Economic Regulation. 2012. Т. 3. № 3. С. 42–51.
  19. Хаджаев З.Ш. Образовательная иммиграция в Россию: сущность и проблемы адаптации. Миграция как ресурс социально-экономического и демографического развития: Сборник статей. М.: Издательство Экон-Информ, 2019. С. 380–386.
  20. Черкасов А.А. Мониторинг этнических аспектов урбанизации в России на основе ГИС-технологий: Дис. … канд. геогр. н. Ставрополь, 2013. 165 с.
  21. Abbott A.J., Silles M. Determinants of international student migration. In: The World Economy. 2016. Vol. 39. No. 5. P. 621–635.
  22. Balaz V., Williams A., Kollar D. Temporary Versus Permanent Youth Brain Drain: Economic Implications. International Migration. 2004. No. 42. P. 3–34. DOI: 10.1111/j.0020-7985.2004.00293.x.
  23. Findlay A., King R., Stam A., and Ruiz-Gelices E. Ever Reluctant Europeans: The Changing Geographies of UK Students Studying and Working Abroad. European Urban and Regional Studies. 2006. Vol. 13. P. 291–318. DOI: 10.1177/0969776406065429.
  24. Rodríguez González C., Bustillo Mesanza R., Mariel P. The determinants of international student mobility flows: an empirical study on the Erasmus programme. Higher Education. 2011. Vol. 62. P. 413–430.
  25. Sjaastad L. Chapter in Investment in Human Beings. National Bureau of Economic Research. 1962. No. 5. P. 80–93.
  26. Wells A. International Student Mobility: Approaches, Challenges and Suggestions for Further Research. Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 143. P. 19–24. DOI: 10.1016/J.SBSPRO.2014.07.350.

Для цитирования: Белозеров В.С., Щитова Н.А., Есикова В.О. Геоинформационный мониторинг и моделирование процессов иммиграции студентов в Россию. ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Географический факультет МГУ, 2022. Т. 28. Ч. 2. С. 19–33 DOI: 10.35595/2414-9179-2022-2-28-19-33

For citation: Belozerov V.S., Shchitova N.A., Esikova V.O. Geoinformation monitoring and modeling of student immigration to Russia. InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: MSU, Faculty of Geography, 2022. V. 28. Part 2. P. 19–33. DOI: 10.35595/2414-9179-2022-2-28-19-33 (in Russian)