Посмотреть или загрузить статью (Rus)
Об авторах
Л.А. Коханова
Миусская пл., д. 6, 125047, Москва, Россия;
E-mail: l_kokhanova@mail.ru
С.Б. Головко
Миусская пл., д. 6, 125047, Москва, Россия;
E-mail: sgolovko@inbox.ru
Е.В. Харыбин
Октябрьская ул., 105, к. 2, 127521, Москва, Россия;
E-mail: chief-stv@mail.ru
Ю.Е. Черешнева
Миусская пл., д. 6, 125047, Москва, Россия;
E-mail: ulia@chereshneva
М.В. Грибок
Ленинские горы, д. 1, 119991, Москва, Россия;
E-mail: gribok.marina@gmail.com
Аннотация
В статье анонсируется новая концепция медиаэкологии как научной области исследований в рамках парадигмы медиатизации информационного пространства. Сам термин «медиаэкология» уже используется в научном обиходе, но в ином понятийном значении. Авторами проведено его отстраивание от существующих аналогов на терминологическом уровне, конкретизирована область научных исследований медиаэкологии, обозначено ее тематическое поле, определены методологическая и теоретическая базы и исследовательский инструментарий. Обозначена возможность применения географических и геоинформационных методов исследования в рамках предлагаемой концепции. Приведены примеры карт и географических исследований по медиаэкологической тематике. Представлены результаты пилотного исследования по анализу эмпирического материала методами и инструментами медиаэкологии на примере крупнейших газетных изданий трех стран: «Российской газеты» (издание Правительства РФ), «Женьминь жибао» (издание Центрального комитета Коммунистической партии Китая) и «Асахи симбун» (общенациональная газета Японии). Исследование проведено по методике коммуникативного пятиступенчатого анализа с элементами сравнительно-географического анализа. Рассмотрены особенности экологической политики трех стран, проведен сравнительный анализ формата публикаций и частотный анализ архивов, размещенных на сайтах изданий. Проведено сравнение посещаемости сайтов изданий и среднего времени чтения материалов. Проанализированы особенности обратной связи и коммуникации с читателями. Сделаны выводы о степени эффективности коммуникативного воздействия рассматриваемых изданий на аудиторию. Наибольшая эффективность выявлена у японской газеты «Асахи симбун», средняя — у «Российской газеты», и наиболее низкая — у китайской «Женьминь жибао».
Ключ. слова
Список литературы
- Арманд А.Д., Люри Д.И., Жерихин В.В., Раутиан А.С., Кайданова О.В., Козлова Е.В., Стрелецкий В.Н., Буданов В.Г. Анатомия кризисов. М.: Наука, 1999. 238 с.
- Быков А.А., Мурзин Н.В. Проблемы анализа безопасности человека, общества и природы. СПб.: Наука, 1997. 247 с.
- Вартанова Е.Л. Современные медиа как «расширения» общества. Меди@льманах. 2016. № 1 (72). С. 8–10.
- Гавра Д.П. Основы теории коммуникации. СПб: Питер, 2011. 288 с.
- Голд Д. Психология и география: основы поведенческой географии. М.: Прогресс, 1990. 304 с.
- Грибок М.В. Особенности освещения в СМИ проблемы загрязнения воздуха в городах России ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. М: Издательство Московского университета, 2020. Т. 26. Ч. 1. С. 94–104. DOI: 10.35595/2414-9179-2020-1-26-94-104.
- Грибок М.В., Тикунов В.С. Картографирование природно-экологической составляющей образного пространства России в СМИ (на примере «РИА Новости»). Вестник Московского университета. Серия 5. География, 2015. № 5. С. 17–24.
- Засурский Я.Н. От электронного общества к мобильному. Информационное общество. 2008. № 5–6. С. 34–36.
- Землянова Л.М. Гуманитарная миссия современной глобализирующейся коммуникативистики. М.: Изд-во МГУ, 2010. 272 с.
- Иванов О.В., Мельник Л.Г., Шепеленко А.Н. В борьбе с драконом «Когай»: Опыт природопользования в Японии. М.: Мысль, 1991. 236 с.
- Каганский В.Л. Культурный ландшафт: основные концепции в российской географии. Обсерватория культуры, 2009. № 1. С. 62–70.
- Калинина Н.В. Место экологической журналистики в современной медиасфере. Вестник Амурского гос. университета. Серия «Гуманитарные науки», 2016. № 72. С. 16–20.
- Кастельс М. Власть коммуникации. М.: ИД ВШЭ, 2016. 564 с.
- Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России: введение в X-Y теорию. СПб.: Нестор-История, 2014. 468 с.
- Маклюэн Г.М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2007. 462 с.
- Пакина А.А., Горбанев В.А. Перспективы зеленой экономики как новой парадигмы развития. Вестник МГИМО-Университета, 2019. Т. 12. № 5. С. 134–155. DOI: 10.24833/2071-8160-2019-5-68-134-155.
- Стрелецкий В.Н. Культурная география в России: особенности формирования и пути развития. Известия Российской академии наук. Серия географическая, 2008. № 5. С. 21–33.
- Тихоцкая И.С. Япония: инновационный подход к управлению ТБО. Твердые бытовые отходы. 2013. № 6 (84). С. 52–57.
- Экологический атлас России. М.: Феория. 2017. 510 с.
- Hjarvard S. The mediatization of religion: A theory of the media as agents of religious change. Northern Lights: Film & Media Studies Yearbook, 2008, V. 6. No. 1. P. 9–26. DOI: 10.1386/nl.6.1.9_1.
- Krotz F. Mediatization: a concept with which to grasp media and societal change. Mediatization: Concept, changes, consequences. 2009. P. 21–40.
- Lasswell H. The structure and function of communication in society. The Communication of Ideas. N.Y.: Harper and Brothers. 1948. V. 37, No. 1. P. 136–139.
- Murukutla N., Negi N.S., Puri P., Mullin S., Onyon L. Online media coverage of air pollution risks and current policies in India: a content analysis. WHO South-East Asia Journal of Public Health, 2017. V. 6. No. 2. P. 41–50.
- Postman N. The Reformed English Curriculum. High School 1980: The Shape of the Future in American Secondary Education. Pitman: New York, 1970, P. 160–168.
- Schullz W. Reconstructing mediatization as an analytical concept. European Journal of Communication, 2004. V. 19. No. 1. P. 87–101. DOI: 10.1177/0267323104040696.
- Sharkova E.A., Nigmatullina K., Balakhonskaya L.V., Gromova T.M., Balakhonsky V.V. Ecological journalism in regional political processes. Ecology, Environment and Conservation, 2017. V. 23. No. 2. P. 1079–1084.
Для цитирования: Коханова Л.А., Головко С.Б., Харыбин Е.В., Черешнева Ю.Е., Грибок М.В. Интеграция коммуникативных и географических подходов в медиаэкологических исследованиях (на примере анализа крупнейших газетных изданий России, Китая и Японии). ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Географический факультет МГУ, 2022. Т. 28. Ч. 1. С. 255–265 DOI: 10.35595/2414-9179-2022-1-28-255-265
For citation: Kokhanova L.A., Golovko S.B., Kharybin E.V., Chereshneva U.E., Gribok M.V. Integration of communicative and geographical approaches in media-ecological research (by the example of the analysis of the largest newspapers from Russia, China and Japan). InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: MSU, Faculty of Geography, 2022. V. 28. Part 1. P. 255–265. DOI: 10.35595/2414-9179-2022-1-28-255-265 (in Russian)