Интеграция коммуникативных и географических подходов в медиаэкологических исследованиях (на примере анализа крупнейших газетных изданий России, Китая и Японии)

DOI: 10.35595/2414-9179-2022-1-28-255-265

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторах

Л.А. Коханова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Факультет журналистики,
Миусская пл., д. 6, 125047, Москва, Россия;
E-mail: l_kokhanova@mail.ru

С.Б. Головко

Российский государственный гуманитарный университет, Факультет журналистики,
Миусская пл., д. 6, 125047, Москва, Россия;
E-mail: sgolovko@inbox.ru

Е.В. Харыбин

ФГБОУ ДПО «Академия медиаиндустрии»,
Октябрьская ул., 105, к. 2, 127521, Москва, Россия;
E-mail: chief-stv@mail.ru

Ю.Е. Черешнева

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Факультет журналистики,
Миусская пл., д. 6, 125047, Москва, Россия;
E-mail: ulia@chereshneva

М.В. Грибок

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Географический факультет,
Ленинские горы, д. 1, 119991, Москва, Россия;
E-mail: gribok.marina@gmail.com

Аннотация

В статье анонсируется новая концепция медиаэкологии как научной области исследований в рамках парадигмы медиатизации информационного пространства. Сам термин «медиаэкология» уже используется в научном обиходе, но в ином понятийном значении. Авторами проведено его отстраивание от существующих аналогов на терминологическом уровне, конкретизирована область научных исследований медиаэкологии, обозначено ее тематическое поле, определены методологическая и теоретическая базы и исследовательский инструментарий. Обозначена возможность применения географических и геоинформационных методов исследования в рамках предлагаемой концепции. Приведены примеры карт и географических исследований по медиаэкологической тематике. Представлены результаты пилотного исследования по анализу эмпирического материала методами и инструментами медиаэкологии на примере крупнейших газетных изданий трех стран: «Российской газеты» (издание Правительства РФ), «Женьминь жибао» (издание Центрального комитета Коммунистической партии Китая) и «Асахи симбун» (общенациональная газета Японии). Исследование проведено по методике коммуникативного пятиступенчатого анализа с элементами сравнительно-географического анализа. Рассмотрены особенности экологической политики трех стран, проведен сравнительный анализ формата публикаций и частотный анализ архивов, размещенных на сайтах изданий. Проведено сравнение посещаемости сайтов изданий и среднего времени чтения материалов. Проанализированы особенности обратной связи и коммуникации с читателями. Сделаны выводы о степени эффективности коммуникативного воздействия рассматриваемых изданий на аудиторию. Наибольшая эффективность выявлена у японской газеты «Асахи симбун», средняя — у «Российской газеты», и наиболее низкая — у китайской «Женьминь жибао».

Ключ. слова

медиаэкология, экологическая политика, средства массовой коммуникации, коммуникативный анализ, сравнительно-географический анализ

Список литературы

  1. Арманд А.Д., Люри Д.И., Жерихин В.В., Раутиан А.С., Кайданова О.В., Козлова Е.В., Стрелецкий В.Н., Буданов В.Г. Анатомия кризисов. М.: Наука, 1999. 238 с.
  2. Быков А.А., Мурзин Н.В. Проблемы анализа безопасности человека, общества и природы. СПб.: Наука, 1997. 247 с.
  3. Вартанова Е.Л. Современные медиа как «расширения» общества. Меди@льманах. 2016. № 1 (72). С. 8–10.
  4. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации. СПб: Питер, 2011. 288 с.
  5. Голд Д. Психология и география: основы поведенческой географии. М.: Прогресс, 1990. 304 с.
  6. Грибок М.В. Особенности освещения в СМИ проблемы загрязнения воздуха в городах России ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. М: Издательство Московского университета, 2020. Т. 26. Ч. 1. С. 94–104. DOI: 10.35595/2414-9179-2020-1-26-94-104.
  7. Грибок М.В., Тикунов В.С. Картографирование природно-экологической составляющей образного пространства России в СМИ (на примере «РИА Новости»). Вестник Московского университета. Серия 5. География, 2015. № 5. С. 17–24.
  8. Засурский Я.Н. От электронного общества к мобильному. Информационное общество. 2008. № 5–6. С. 34–36.
  9. Землянова Л.М. Гуманитарная миссия современной глобализирующейся коммуникативистики. М.: Изд-во МГУ, 2010. 272 с.
  10. Иванов О.В., Мельник Л.Г., Шепеленко А.Н. В борьбе с драконом «Когай»: Опыт природопользования в Японии. М.: Мысль, 1991. 236 с.
  11. Каганский В.Л. Культурный ландшафт: основные концепции в российской географии. Обсерватория культуры, 2009. № 1. С. 62–70.
  12. Калинина Н.В. Место экологической журналистики в современной медиасфере. Вестник Амурского гос. университета. Серия «Гуманитарные науки», 2016. № 72. С. 16–20.
  13. Кастельс М. Власть коммуникации. М.: ИД ВШЭ, 2016. 564 с.
  14. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России: введение в X-Y теорию. СПб.: Нестор-История, 2014. 468 с.
  15. Маклюэн Г.М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2007. 462 с.
  16. Пакина А.А., Горбанев В.А. Перспективы зеленой экономики как новой парадигмы развития. Вестник МГИМО-Университета, 2019. Т. 12. № 5. С. 134–155. DOI: 10.24833/2071-8160-2019-5-68-134-155.
  17. Стрелецкий В.Н. Культурная география в России: особенности формирования и пути развития. Известия Российской академии наук. Серия географическая, 2008. № 5. С. 21–33.
  18. Тихоцкая И.С. Япония: инновационный подход к управлению ТБО. Твердые бытовые отходы. 2013. № 6 (84). С. 52–57.
  19. Экологический атлас России. М.: Феория. 2017. 510 с.
  20. Hjarvard S. The mediatization of religion: A theory of the media as agents of religious change. Northern Lights: Film & Media Studies Yearbook, 2008, V. 6. No. 1. P. 9–26. DOI: 10.1386/nl.6.1.9_1.
  21. Krotz F. Mediatization: a concept with which to grasp media and societal change. Mediatization: Concept, changes, consequences. 2009. P. 21–40.
  22. Lasswell H. The structure and function of communication in society. The Communication of Ideas. N.Y.: Harper and Brothers. 1948. V. 37, No. 1. P. 136–139.
  23. Murukutla N., Negi N.S., Puri P., Mullin S., Onyon L. Online media coverage of air pollution risks and current policies in India: a content analysis. WHO South-East Asia Journal of Public Health, 2017. V. 6. No. 2. P. 41–50.
  24. Postman N. The Reformed English Curriculum. High School 1980: The Shape of the Future in American Secondary Education. Pitman: New York, 1970, P. 160–168.
  25. Schullz W. Reconstructing mediatization as an analytical concept. European Journal of Communication, 2004. V. 19. No. 1. P. 87–101. DOI: 10.1177/0267323104040696.
  26. Sharkova E.A., Nigmatullina K., Balakhonskaya L.V., Gromova T.M., Balakhonsky V.V. Ecological journalism in regional political processes. Ecology, Environment and Conservation, 2017. V. 23. No. 2. P. 1079–1084.

Для цитирования: Коханова Л.А., Головко С.Б., Харыбин Е.В., Черешнева Ю.Е., Грибок М.В. Интеграция коммуникативных и географических подходов в медиаэкологических исследованиях (на примере анализа крупнейших газетных изданий России, Китая и Японии). ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Географический факультет МГУ, 2022. Т. 28. Ч. 1. С. 255–265 DOI: 10.35595/2414-9179-2022-1-28-255-265

For citation: Kokhanova L.A., Golovko S.B., Kharybin E.V., Chereshneva U.E., Gribok M.V. Integration of communicative and geographical approaches in media-ecological research (by the example of the analysis of the largest newspapers from Russia, China and Japan). InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: MSU, Faculty of Geography, 2022. V. 28. Part 1. P. 255–265. DOI: 10.35595/2414-9179-2022-1-28-255-265 (in Russian)