Оценка обеспеченности транспортной сетью районов Республики Саха (Якутия)

DOI: 10.35595/2414-9179-2022-1-28-105-114

Посмотреть или загрузить статью (Rus)

Об авторах

А.С. Федорова

Северо-Восточный федеральный университет, Институт естественных наук,
ул. Кулаковского, д. 48, 677000, Якутск, Россия;
E-mail: fedas78@mail.ru

А.Н. Саввинова

Северо-Восточный федеральный университет, Институт естественных наук,
ул. Кулаковского, д. 48, 677000, Якутск, Россия;
E-mail: sava_73@mail.ru

М.И. Захаров

Северо-Восточный федеральный университет, Институт естественных наук,
ул. Кулаковского, д. 48, 677000, Якутск, Россия;
E-mail: mplusz@inbox.ru

Аннотация

В статье проведена оценка обеспеченности транспортной сетью муниципальных районов Республики Саха (Якутия), отмечена важность развития опорной транспортной сети на территории республики. В качестве основного метода исследования выбран ретроспективный статистический анализ показателей развития сети автомобильных дорог и обеспеченности ею районов республики: протяженности и плотности автодорог общего пользования, коэффициентов оценки уровня обеспеченности дорожной сетью и транспортом. В качестве ключевых показателей были использованы коэффициенты Энгеля, Гольца, Успенского, а также показатель густоты дорожной сети. С применением указанной методики получена количественная оценка транспортной обеспеченности районов Республики Саха (Якутия). На основании проведенной оценки и созданных тематических карт были выявлены территориальные различия в транспортной обеспеченности республики и проведена типология на муниципальном уровне. Выделены шесть типов транспортной обеспеченности. Полученные результаты позволили сделать следующие выводы: наиболее высокий показатель обеспеченности транспортной сетью характерен для территории городского округа Якутска как центра развития региона, расположенного на пересечении основных транспортных магистралей и являющегося центром в формировании всесезонной опорной транспортной сети республики. Ранжирование территории с учетом всех коэффициентов показало, что наиболее высокий уровень транспортной обеспеченности населения соответствует районам, имеющим промышленное освоение и хорошо развитую сеть дорог. Средний уровень присущ для большинства районов, имеющих круглогодичные региональные дороги и автозимники. 60 % территории республики имеет уровень обеспеченности транспортной сетью «ниже среднего» и «низкий». Низкий уровень транспортной обеспеченности типичен для арктических районов с сетью автозимников, не имеющих круглогодичных региональных дорог.

Ключ. слова

транспортная обеспеченность территории, сеть автомобильных дорог, Республика Саха (Якутия), коэффициент Энгеля, коэффициент Успенского, коэффициент Гольца, плотность транспортных путей

Список литературы

  1. Бугроменко В.П. Транспорт в территориальных системах. М.: Наука, 1987. 111 с.
  2. Волкова Н.В., Свистельник Н.В. Дорожная сеть Алтайского края: оценка состояния, влияние на социально-экономическое развитие. Мир экономики и управления, 2018. Т. 18. № 2. С. 101–120. DOI: 10.25205/2542-0429-2018-18-2-101-120.
  3. Дабиев Д.Ф., Дабиева У.М. Оценка транспортной инфраструктуры макрорегионов России. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2015. № 11-2. С. 283–284.
  4. Колесников Н.Г. Методика оценки транспортной связности территории на примере сети всесезонных автодорог Республики Саха (Якутия). Экономика Востока России, 2017. № 1 (7). С. 102–106.
  5. Кожевников С.А. Пространственное и территориальное развитие Европейского Севера России: тенденции и приоритеты трансформации. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 2019. Т. 12. № 6. С. 91–109. DOI: 10.15838/esc.2019.6.66.5.
  6. Лебедева Н.А. Оценка транспортной обеспеченности Северо-Западного федерального округа. Научный журнал НУИ ИТМО. Серия экономика и экономический менеджмент, 2021. № 2. С. 47–54. DOI: 10.17586/2310-1172-2021-14-2-47-54.
  7. Arbués P., Baños J., Mayor M. The spatial productivity of transportation infrastructure. Transportation Research Part A: Policy and Practice, 2015. V. 75. P. 166–177. DOI: 10.1016/j.tra.2015.03.010.
  8. Argounova-Low T. Roads and Roadlessness: Driving trucks in Siberia. The Journal of Ethnology and Folkloristics, 2012. V. 6. No. 1. P. 71–88.
  9. Avelar S., Hurni L. On the Design of Schematic Transport Maps. Cartographica: The International Journal for Geographic Information and Geovisualization, 2006. V. 41 No. 3. P. 217–228. DOI: 10.3138/A477-3202-7876-N514.
  10. Hörcher D., De Borger B., Seifu W., Graham D.J. Public transport provision under agglomeration economies. Regional Science and Urban Economics, 2020. V. 81. DOI: 10.1016/j.regsciurbeco.2019.103503.
  11. Rodrigue J.P., Comtois C., Slack B. The Geography of Transport Systems: Third edition. New York: Routledge, 2013. 416 p.
  12. Rodrigue J.P. The Geography of Transport Systems Fifth edition. New York: Routledge, 2020. 456 p.

Для цитирования: Федорова А.С., Саввинова А.Н., Захаров М.И. Оценка обеспеченности транспортной сетью районов Республики Саха (Якутия). ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф. M: Географический факультет МГУ, 2022. Т. 28. Ч. 1. С. 105–114 DOI: 10.35595/2414-9179-2022-1-28-105-114

For citation: Fedorova A.S., Savvinova A.N., Zakharov M.I. Assessment of provision with the transport network of the regions of the Republic of Sakha (Yakutia). InterCarto. InterGIS. GI support of sustainable development of territories: Proceedings of the International conference. Moscow: MSU, Faculty of Geography, 2022. V. 28. Part 1. P. 105–114. DOI: 10.35595/2414-9179-2022-1-28-105-114 (in Russian)